Рост общего количества и объемов (денежной величины) операций по снятию наличных и платежных транзакций, совершаемых посредством банкоматов, сопровождается и расширением функциональности этих устройств самообслуживания. Если в начале 2000-х годов функциональность типичного банкомата ограничивалась выдачей наличных, распечаткой квитанции и информацией об остатке средств на счете, то сейчас устройства банковского самообслуживания могут выполнять до десятка различных функций. Более того, последние разработки платежных систем позволяют пользоваться банкоматами не только держателям карточек, но и тем, кто вообще не имеет счета в банке (так называемые unbanked), что существенно расширяет круг клиентов, пользующихся банковскими/финансовыми услугами.
Изменения в сегменте банкоматных услуг сопровождаются и увеличением числа бизнес-моделей, которые применяют участники этого сегмента. Доминирование зарплатной модели развития карточного бизнеса сохраняется, однако многие крупные российские банки постепенно перестают рассматривать банкоматы в качестве простого приложения к зарплатным проектам. Стратегия увеличения количества банкоматов, устанавливаемых за пределами банковских офисов (off-premise банкоматов), теперь рассматривается ретейловыми банками не в контексте увеличения зарплатных проектов, а как способ повышения доходов от розничных комиссий с держателей карточек и interchange fees. Полнофункциональные банкоматы, устанавливаемые как off-premise, так и в банковских отделениях и точках продаж, становятся инструментом укрепления взаимоотношений с клиентами, важным каналом продаж разнообразных банковских продуктов. При таком стратегическом подходе к организации ретейлового бизнеса эффективность банкоматов оценивается не с точки зрения объема совершенных транзакций или суммы выданных в месяц наличных, а исходя из общих результатов работы отделения в целом. Родившаяся в США и странах Азиатско-Тихоокеанского региона концепция автоматизированного банковского отделения, в котором обычные, рутинные операции клиенты совершают в устройствах самообслуживания (банкоматах, платежных терминалах, информационных киосках), а сотрудники банка выполняют функции консультантов, специалистов по финансовому планированию, также может быть взята на вооружение крупными российскими кредитными учреждениями, посвятившими значительную часть своего бизнеса работе с розничными клиентами. Устройства банковского самообслуживания, устанавливаемые в крупных предприятиях торговли и сервиса, способствуют повышению оборотов этих предприятий и повышают их заинтересованность в осуществлении кобрендовых проектов с владельцами банкоматов.
Ускоренное развитие сегмента банкоматных услуг ведет и к изменениям в отношениях между владельцами банкоматных сетей, независимыми провайдерами услуг по процессингу транзакций и техническому обслуживанию, производителями и поставщиками систем самообслуживания. Ретейловые банки все больше концентрируют свое внимание на ключевых составляющих бизнеса — продажах, разработке новых продуктов и услуг, их маркетинге и укреплении взаимоотношений с клиентами, в то время как большинство операций, не относящихся к основному виду или направлению деятельности, постепенно переходят в область аутсорсинга. Варьировать стратегию, бизнес-модели и целевые сегменты потребителей невозможно, если банкоматы обладают одинаковой и слишком ограниченной функциональностью. Желательно, чтобы те функции, которые выполняют банкоматы, адресовались определенной группе потребителей, которым эти функции необходимы и полезны. Сравнительная функциональность банкоматов, установленных в России и зарубежных странах представлена на рис. 2.5.
Согласно результатам рыночного исследования RBR, самыми популярными возможностями, которыми оснащены банкоматы в России, являются: снятие наличных, выдача квитанции о транзакции, оплата услуг мобильной связи, банковская реклама, смена ПИН-кода, совершение транзакции по снятию наличных в различных валютах. Полный перечень функций, выполняемых банкоматами на территории России, регулярно расширяется. Понятно, что некоторые функции, выполняемые банкоматами, отражают специфические страновые или местные особенности. Приведенную выше таблицу можно рассматривать как попытку сопоставить более или менее распространенные функции, выполняемые банкоматами в России и за рубежом.
Все перечисленные выше изменения в сегменте банкоматных услуг в России приводят, как мы уже отмечали выше, к существенным изменениям во взаимоотношениях между его участниками. Перестройка стратегий банков в области самообслуживания неизбежно влечет за собой изменения в стратегиях производителей и поставщиков решений.
С точки зрения распространенности на рынке устройств самообслуживания различных поставщиков структура российского рынка почти аналогична той, которую мы видим сегодня на рынке стран Восточной Европы в целом.
Последние пять лет производители большой тройки — NCR, Wincor Nixdorf и Diebold — с переменным успехом конкурируют по объему продаж, однако по суммарному размеру инсталляционной базы NCR далеко опережает всех остальных поставщиков, являясь старейшим игроком на рынке. До начала 2000-х годов корпорация NCR была единственным из работающих в России производителем банкоматов, ведущим коммерческую деятельность напрямую — через свое дочернее предприятие и одновременно официального представителя «Эн.Си.Ар., NCR A/O», существующее с 1997 г. Остальные игроки — Diebold и Wincor Nixdorf (до 2000 г. Siemens Nixdorf) — осуществляли как продажи, так и послепродажное обслуживание банкоматов через российских партнеров.
Рекомендуем также почитать:
История развития банка "ВТБ 24"
Официальной датой рождения ВТБ 24 принято считать 1 августа 2005 года, когда в группе ВТБ был создан специальный розничный Банк — ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги, в обиходе сразу принявший название ВТБ РУ. Создан банк был на базе ЗАО "КБ "Гута-банк", контрольный пакет акций (85,81 ...
Финансирование
Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства, как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования к ...
Операции с
иными требованиями кредитного характера
1. суммы, уплаченные Банком бенефициару по банковским гарантиям, но не взысканные с принципала;
2. денежные требования Банка по сделкам финансирования под уступку денежного требования (факторинг);
3. требования Банка по приобретенным по сделке правам (требованиям) (уступка требования);
4. требо ...