Характеристика инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в России
Страница 3

Материалы » Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ » Характеристика инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в России

Определенные шаги, хотя пока лишь на уровне принципиальных решений, уже предпринимаются. В отчете Банка России, в частности, прямо говорится «…ликвидировать отставание по указанному показателю (число POS-терминалов на миллион жителей - рис. 2.4) позволит успешная реализация поручения Президента РФ от 14.11.2008 по разработке системы мер по повышению доступности банковских услуг для населения за счет использования инфраструктуры ФГУП «Почта России» (82 филиала, 40 074 отделения почтовой связи) для оказания финансовых и банковских услуг населению и малому бизнесу»[47].

Да и в целом отчет от 3 июня 2008 г. говорит о том, что «эпоха саморегулирования» российского карточного рынка, по всей вероятности, подходит к концу. Банк России, если и не предлагает активных мер по нормализации структуры карточного рынка и развитию безналичных расчетов, то по крайней мере признает их необходимость и выражает готовность к сотрудничеству. Особенно явно эта тема звучит в последнем разделе документа, посвященном платежным системам.

«Сегодня на территории России существует более 40 одноэмитентных платежных систем, функционирование которых базируется на различных технологических платформах. Отсутствие межхостового интерфейса между процессинговыми центрами этих систем приводит не только к локализации предложений в сфере розничных услуг в пределах области, района или города, но и к удорожанию инфраструктуры, предназначенной для приема банковских карточек. Конкуренция и технологические особенности функционирования указанных систем препятствуют их интеграции в ближайшей перспективе, что в целом является сдерживающим фактором развития безналичных расчетов в сфере розничных платежей[48].

Вместе с тем, несмотря на ориентированность кредитных организаций на выпуск карточек международных платежных систем, почти все операции с их использованием совершаются на территории Российской Федерации. В связи с этим в целях гармонизации национального рынка розничных платежных услуг и выработки базовых предпосылок для разработки финансового инструмента, удовлетворяющего интересам как поставщиков услуг (банков), так и потребителей (держателей платежных карточек, предприятий торговли, услуг), актуальным вопросом является создание национальной системы платежных карт (НСПК).

Экономическими и политическими предпосылками построения НСПК является необходимость комплексного решения задач по эффективному позиционированию российского банковского сектора на международных рынках, обеспечению государственных интересов, доступности и безопасности розничных платежных услуг, снижению их стоимости, повышению уровня защищенности персональных данных держателей платежных карточек, а также сокращению расчетов наличными деньгами».

Термин «национальная система платежных карт» последний раз звучал из уст представителей Банка России более 10 лет назад, да и то полуофициально. Тогда идея создания НСПК как минимум настораживала и воспринималась как попытка навязывания определенных технологий и правил игры. Сегодня, после более чем десятилетнего периода стихийного развития карточного рынка в России, она звучит очень своевременно. Настает время объединения усилий для решения общих задач, иначе, при всем блеске количественных показателей, российский рынок еще долго будет оставаться царством зарплатных карточек.

В небольшой по длительности истории существования карточного рынка в нашей стране банкоматы традиционно выполняли роль главного инструмента для снятия наличных. Более 90% всего оборота по карточкам приходится именно на транзакции по снятию наличных (см. рис. 2.3). В этом плане трудно переоценить значение банкоматов в условиях, когда спрос населения на наличные постоянно растет из-за увеличения номинальных и реальных доходов, когда наличные остаются основным средством платежа и взаиморасчетов в розничной сфере. По данным Банка России, количество установленных банкоматов в нашей стране с конца 2004 г. до июля 2008 г. увеличилось с 20 тыс. до почти 63 тыс., т. е. более чем в 3 раза. Абсолютные темпы прироста банкоматной базы в нашей стране в последние три года являются самыми высокими не только в Восточной Европе, но и во всем Европейском регионе. Если в конце 2005 г. Россия занимала последнее место в Восточной Европе по уровню рыночного проникновения — количеству банкоматов на 1 млн. жителей (194 против 232 в среднем по региону), то к осени 2007 г., с 440 банкоматами на 1 млн. человек, она вошла в первую тройку стран Восточной Европы по этому показателю.

Не менее существенны сегодня и качественные изменения, происходящее в сегменте банкоматных услуг в России. В последние годы банкоматы превратились в важный инструмент безналичных платежей. Как свидетельствует статистика Банка России, количество банкоматов, с помощью которых жители страны могут совершать операции по оплате услуг операторов мобильной связи, ЖКХ, Интернета, кабельного и спутникового телевидения с начала 2005 г. выросло в 5 раз, и на 1 октября 2007 г. составило около 40 тыс. (почти 80% общего числа установленных банкоматов). На указанную дату более 40% всех платежных операций с использованием карточек в нашей стране совершалось посредством банкоматов (более чем двукратный рост по сравнению с 2005 г.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также почитать:

Свойства банковских услуг
Они могут быть произведены про запас, носят производительный характер, объектом банковских услуг выступает капитал, охватывают активные и пассивные операции, не являются монополией только банка, могут относиться к небанковским операциям. Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что по ...

Методы оценки кредитоспособности и их характеристика
Кредитоспособность заемщика зависит от многих факторов, поэтому оценить и рассчитать каждый из них непросто. Большая часть анализируемых на практике показателей кредитоспособности основана на данных за прошедший период или на какую-нибудь отчетную дату. Вместе с тем все они подвержены искажающему ...

Проблемы организации потребительского кредитования и пути их решения в "Банке24. ру"
В данном параграфе будут подведены итоги всего исследования, обозначены проблемы, существующее практике потребительского кредитования "Банка24. ру", и предложены пути решения данных проблем. Как уже было сказано выше, основными проблемами при осуществлении "Банком24. ру" креди ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru