Одним из основных факторов, сдерживающих развитие страхования жизни в России, является отсутствие налоговых стимулов при индивидуальном страховании. Речь идет о том, что не только выплаты по договорам долгосрочного страхования, но и взносы должны исключаться из подоходной базы. Практика подобного налогового стимулирования индивидуального страхования жизни развита в большинстве экономически развитых стран. И нет никаких сомнений том, что экономический (и социальный) эффект от расширения операций по страхованию жизни для государства будет перекрывать недопоступления подоходного налога по взносам, направленным на страхование жизни.
Например, во Франции не облагаются налогом страховые взносы по договорам с условием выплаты пожизненных аннуитетов, в Италии исключаются из налогооблагаемой базы взносы по индивидуальным договорам страхования жизни в размере 22% от уплаченной премии, но не более 550 тыс. лир.
Социально несправедливым в настоящем налоговом законодательстве представляется и налогообложение выплат в случае смерти застрахованного лица выгодоприобретателю, который не являлся страхователем по договору. В случае если умерший страхователь (он же застрахованный) являлся единственным кормильцем в семье, взимание подоходного налога с выплаты представляется не вполне справедливым. В Финляндии, например, эта проблема была решена следующим образом: если страховая выплата в случае утери кормильца составляет меньше 33,6 тысячи евро, эта сумма не облагается налогом.
В течение последних лет многосторонне обсуждаются условия вступления России во Всемирную Торговую Организацию. Одним из основных вопросов, по которым решение еще не принято, являются условия работы иностранных страховых компаний на российском рынке. Рынок страхования жизни при успешном развитии экономики представляет собой большую часть населения России с многомиллионными страховыми премиями, именно этот рынок наиболее интересен иностранным компаниям; то, что крупнейшие западные страховщики "Allianz" и "AIG", первыми проникшие на российский рынок, в большей степени пытаются развивать именно этот вид страхования, — хорошее тому подтверждение.
Здесь необходимо заметить, что россияне больше доверяют зарубежным страховым компаниям, нежели российским. Об этом свидетельствуют и данные социологического исследования, проведенного в Москве в 2001 году.
Основная группа респондентов — это специалисты и предприниматели, представляющие практически все сферы и структурные звенья экономик, то есть тот социальный слой общества, который является главным потребителем товаров и услуг, восприимчив к нововведениям и во многом определяет финансово-экономическую ситуацию в России и в еще большей мере будет определять ее день завтрашний.
Таблица 7 Упорядоченный ряд оценок по всем причинам, сдерживающим покупку полиса страхования жизни, и по всем респондентам.
Причины, сдерживающие покупку полиса страхования жизни |
Средняя оценка, баллы (0 – наименьший балл, 5 – наибольший) |
Не доверяю страховым организациям |
3,88 |
Низкое качество страховых продуктов |
3,11 |
Низкая доходность, заложенная в расчеты страховых |
2,92 |
сумм в полисах страхования жизни | |
Высокие цены страхования |
2,84 |
Нет налоговых льгот при страховании жизни |
2,7 |
Нет привычки страховаться |
2,69 |
Низкий уровень обслуживания в страховых организациях |
2,66 |
Нет альтернативы коммерческому страхованию |
2,34 |
(взаимное страхование) | |
Покупка полиса вызовет дополнительные беспокойства |
2,3 |
Использую другие финансовые институты |
2,13 |
Нет денег |
2,02 |
Семья и близкие помогут решить все мои проблемы |
1,89 |
Жалко денег |
1,86 |
Имею печальный опыт страхования |
1,69 |
Не осознаю опасностей и их последствий |
1,58 |
Уверен, что со мной ничего не случится |
1,28 |
Государство поможет решить все проблемы |
0,52 |
Рекомендуем также почитать:
Система оценки кредитоспособности
В настоящее время в мире не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности. Банки используют различные системы анализа кредитоспособности заемщика. Перечень показателей, используемых для анализа финансового состояния заемщика, и порядок их расчета определяются кредитной ор ...
Пути интеграции КБ «Сунжа» ООО по созданию
совместных уникальных рыночных продуктов
Современный этап развития банковского бизнеса характеризуется значительным увеличением объема розничных банковских услуг, под которыми понимаются операции обслуживания физических (частных) лиц.
Для завоевания устойчивых позиций на кредитном рынке банку необходимо решить задачи создания уникальных ...
Понятие, правовая природа и предмет кредитного договора
Кредитный договор, являясь разновидностью договора займа, представляет собой соглашение, в соответствии с которым банк или небанковская кредитно-финансовая организация (кредитодатель) обязуется предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, предус ...