Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты работы компании-заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка-кредитора. Основные вопросы:
1. Сведения о клиенте и его компании:
- какая правовая форма у компании;
- когда она была учреждена;
- как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;
- подвержено ли это имущество порче;
- каковы издержки по его хранению;
- кто владелец (основной акционер или пайщик) компанией, сколько акций (паев) он имеет;
- какова основная продукция компаний (или каковы виды основных услуг);
- каков опыт и квалификация менеджеров;
- прибыльна ли компания;
- кто основные клиенты – поставщики и покупатели компаний;
- на каких условиях продается товар (услуга).
2. Вопросы об испрашиваемом кредите:
- на какую сумму клиент хотел бы получить кредит;
- как им определена эта сумма;
- достаточно ли обосновано составлен прогноз финансовых потребностей;
- учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок службы активов, финансируемых с помощью кредита;
- учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в срок.
3. Вопросы о погашении кредита:
- как клиент предполагает погашать кредит;
- сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;
- имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;
- есть ли юридические лица готовые дать гарантию, поручительство;
- каково их финансовое положение.
4. Вопросы об обеспеченности возврата кредита:
- каков вид обеспечения;
- кто владелец обеспечения;
- где и под чьим контролем оно находиться;
- как была осуществлена оценка имущества, предлагаемая в качестве обеспечения.
5. Вопрос об отношениях клиента с другими банками:
- услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент;
- обращался ли он за кредитом в другие банки;
- почему клиент пришел именно в этот банк;
- имеет ли клиент непогашенные кредиты, какова их сумма и сроки погашения.
На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить:
1. Серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов.
2. Обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита. Банк может в случае необходимости сам выбрать свои требования к кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика.
3. Соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре формирования его ссудного портфеля.
Банку следует воздержаться от предоставления ссуд предприятиям в тех отраслях экономики, в которых банковским служащим, занимающимся кредитованием, не хватает профессиональных знаний. Правда, банк в данном случае может привлечь для оценки кредитного предложения компетентных экспертов. Однако это приведет к увеличению затрат банка и не станет гарантией от рисков, связанных с кредитованием (34; с.18).
Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, а также результатов бесед является определение характера заемщика и его кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая Заемщику готовить заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких, как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиента содержат, как правило, значительно больше информации, чем сведения, изложенные в письменном виде.
Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и стабильности доходов заемщика (юридических и физических лиц). Они предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (т.е. доходе после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике, то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности работы в данной фирме (30; с.90).
Рекомендуем также почитать:
Проблемы и перспективы развитие страхования в
России
Для оценки современного состояния и определения перспектив развития страхования в России проанализируем динамику страхового рынка за последние годы. В таблице 1 приведены обобщённые показатели деятельности страховых организаций по всем видам страхования в России за 2006 – 2009 гг.
Таблица 1 - Дин ...
Страхование ответственности при перевозке опасных
грузов
Особое внимание в мировой практике уделяется страхованию ответственности при перевозке опасных грузов. В России ответственность при перевозке опасных грузов регулируется следующими документами.
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Статьи 31 ...
Временно свободные средства организации и проблема их накопления
Источниками финансовых ресурсов являются все денежные доходы и поступления, которыми располагает предприятие или иной хозяйствующий субъект в определенный период (или на дату) и которые направляются на осуществление денежных расходов и отчислений, необходимых для производственного и социального ра ...