Сущность, предпосылки и необходимость взаимодействия банков с органами финансового надзора

Материалы » Направления единой государственной денежно-кредитной политики » Сущность, предпосылки и необходимость взаимодействия банков с органами финансового надзора

В научной литературе не нашли глубокого отражения исследования системы эффективного финансового надзора, а соответственно и не проведено глубокого анализа сущности органов финансового надзора в аспекте взаимодействия с банками. Вместе с тем, такой анализ является необходимым элементом для исследования работы всей системы финансового надзора.

Сущность взаимодействия банков с органами финансового надзора проявляется через функции и полномочия этих органов. Поскольку в данном исследовании речь идет о взаимодействии банков с органами финансового надзора в аспекте противодействия отмыванию денег, внимательным образом будут рассматриваться функции и полномочия этих финансово-надзорных органов.

К числу наиболее важных предпосылок, объективно определяющих характер взаимоотношений банков с органами надзора за их финансовой деятельностью, принадлежат исходные основы организации государства, общая структура власти, принципы распределения функций по реализации задач государственной экономической политики. Указанные характеристики определяются основным законом государства - конституцией. Характер экономической системы России, как страны с развивающимся рынком, обуславливает относительную слабость национальной валюты, ее большую подверженность неблагоприятным воздействиям внутреннего и внешнего происхождения6.

Одним из традиционных и весьма влиятельных аспектов развития экономики и денежной системы страны с развивающимся рынком являются трансграничные потоки капиталов в виде прямых и портфельных инвестиций. Однако важнейшим и неотъемлемым условием прихода в страну с развивающимся рынком иностранных инвестиций является информационное воздействие международных институтов, способное, порой, негативно повлиять на иностранного инвестора и разубедить его вкладывать средства в экономику этой страны. Подобным действием в отношении России было включение ее в июне 2000 года в "черный список" стран, не борющихся с отмыванием преступных доходов. Основанием для этого послужил доклад по результатам исследования российского законодательства летом 2000 года на предмет его соответствия 40 критериям группы ФАТФ7. Более того, следующим шагом в отношении России и других стран, не борющихся с отмыванием преступных доходов, могли бы явиться настоятельные рекомендации стран-участниц группы ФАТФ по прекращению корреспондентских отношений мирового банковского сообщества с российскими банками. Некоторые крупные банки Франции уже перестали принимать чеки своих банков - корреспондентов ряда стран, и вскоре за ними могут последовать другие.

Одними из важных решений Парижской декларации против отмывания денег [34] явилось необходимость:

Унифицировать условия, ограничение, повышенное налогообложение или запрет финансовых операций с физическими или юридическими лицами, находящимися в этих странах и территориях (не борющихся с отмыванием денег)

Запретить учреждениям стран-членов Европейского Союза открывать филиалы, отделения или представительства в этих странах или территориях или держать там корреспондентские счета

Запретить открытие в странах Евросоюза филиалов, отделений или представительств, а также корреспондентских счетов финансовых учреждений, имеющих юридический адрес в этих странах и территориях.

После приведения законодательства России в соответствие международным нормам ФАТФ и после создания уполномоченного органа по борьбе с преступными доходами - Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу - в настоящее время Россией поставлен вопрос об исключении ее из "черного списка" уже на летней сессии ФАТФ 2002 года.

Необходимость четкого взаимодействия органов финансового надзора с банками в борьбе с "грязными" деньгами вытекает из потребности избежать дискриминационных действий в отношении российской банковской системы со стороны других стран на основании мнения авторитетных международных финансовых институтов. Однако более существенной необходимостью определения оптимальной системы взаимодействия по данному вопросу, является оздоровление и снижение криминализации экономики России, в целом, что является одним из приоритетных предпосылок для продолжения рыночных преобразований в России. По оценкам экспертов, более 20 % ВВП России производится в теневом секторе экономики страны, что оказывает влияние на макроэкономическом уровне всей России. Негативными макроэкономическими последствиями отмывания денег являются, прежде всего, ни чем не объяснимые скачки спроса на деньги, "загрязнение" традиционно легальных финансовых сделок, хаотичные изменения параметров платежного баланса страны, выражающееся в значительных размерах нелегального вывоза денежных средств, резкое колебание валютного курса и невозможность адекватной оценки реальных масштабов инвестиций8.

Рекомендуем также почитать:

Функции и задачи центральных банков
Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмисси ...

Понятие денежного оборота
Понятие денежного оборота трактуется в экономической науке по-разному. Все зависит от критериев анализа, положенных в основу определенного подхода, например денежный оборот — это: ■ движение денег; ■ не техническое движение, а проявление сущности денег в их движении; ■ не прос ...

Организация управления рисками
В работах экономистов, изучающих проблематику рисков, управление риском рассматривается, как правило, в качестве специфического вида деятельности, состоящего из последовательности определенных этапов. Управление риском включает следующие этапы: идентификацию риска, оценку риска, выбор стратегии р ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru