Общие принципы кредитования и способы оценки кредитоспособности клиента
Страница 2

Материалы » Учет кредитов банка и оценка кредитоспособности заемщика » Общие принципы кредитования и способы оценки кредитоспособности клиента

Все это обуславливает необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать прибыль.

По данным американских аналитиков 35 – 40 % просроченных ссуд возникает в результате недостаточно глубокого анализа финансового положения заемщика на предварительной стадии переговоров (46; с.16).

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, должен представить заявку, где содержатся исходные данные о требуемой ссуде:

- цель;

- размер кредита;

- на какой срок;

- предполагаемое обеспечение.

К заявке должны быть приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того, как представитель банка проведет предварительное интервью с заемщиком и сделает вывод о перспективности сделки.

В солидных банках многих стран в состав пакета сопроводительных документов, предоставляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие документы (49; с.174):

1) нотариально заверенные копии учредительных документов компании заемщика;

2) финансовый отчет, включающий баланс и счет прибылей и убытков за последние три года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, ее распределения (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т.д.);

3) отчет о движении денежных средств. Он основан на сопоставлении балансов компаний за два отчетных периода и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает полную картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений;

4) внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение заемщика, изменение ее потребности в ресурсах в течение года, поквартально или помесячно;

5) данные внутреннего оперативного учета. Составление баланса требует много времени. Однако банку-кредитору могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержаться в сводках, подготовленных для руководства компании-заемщика. Эти документы касаются текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.;

6) прогноз финансирования, который содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек производства продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т.д. Речь идет об оценочном балансе, который включает прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам);

7) налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли;

8) бизнес-план. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае компания-заемщик предоставляет в банк подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта и методах его осуществления. В частности, документ должен включать:

- описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т.д.;

- отраслевой и рыночный прогноз (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, преимущества и слабые стороны конкурентов);

- планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынке и т.д.);

- план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей силе, оборудовании и т.д.);

- план менеджмента (структура компании, руководящие органы и т.д.);

- финансовый план (прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем также почитать:

Перспективы развития банковского обслуживания с использованием банковских пластиковых карт
Использование пластиковых карт как средства платежа прочно входит как в хозяйственный оборот организаций и индивидуальных предпринимателей, так и физических лиц. Безналичная форма расчетов позволяет более оперативно проводить платежи. Однако рост безналичных расчетов с использованием банковских к ...

Преимущества банковских гарантий по сравнению с кредитами
· Экономия – банковские гарантии значительно дешевле обычных коммерческих кредитов. При этом, например, многие поставщики готовы предоставлять отсрочку платежей под обеспечение банковской гарантией, не увеличивая при этом цену товара. · Сокращение рисков по сделкам – производя предоплату поставщи ...

Экономическая характеристика деятельности банка
Акционерное Общество «Альянс Банк» является одним из самых динамично развивающихся казахстанских банков второго уровня и успешно работает на рынке банковских услуг уже более 14 лет. По итогам первого полугодия 2009 года АО «Альянс Банк» занимает третье место по размеру активов, собственного капит ...

Разделы сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru