Надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков
Страница 1

Материалы » Правовое регулирование деятельности коммерческих банков в России » Надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков

Двухуровневая банковская система имеет как несомненные достоинства, так и определенные недостатки. Положительными моментами является то, что ЦБ РФ обладает реальными возможностями координации и регулирования деятельности банков и кредитных организаций, может поддерживать с ними не только прямую, но и обратную связь. Двухуровневая система предполагает многообразие банковских организаций, их функций, разнообразие осуществляемых ими операций. Однако банковская система имеет и недостатки. Так, укрупнение банковской системы затрудняет контроль за денежной массой. Ошибки в политике ЦБ РФ при его огромной власти могут сказаться как на банковской системе, так и на экономике государства в целом.

В соответствии с действующим законодательством важнейшим субъектом, осуществляющим банковское регулирование, является ЦБ РФ. Согласно ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы РФ;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

В отличие от коммерческих банков получение прибыли не является целью ЦБ РФ.

Как уже было отмечено, во второй уровень банковской системы включены все виды кредитных организаций. Кредитные организации могут быть образованы на основе любой формы собственности как хозяйственные общества для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности при наличии специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ. Кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;

- кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- выдача банковских гарантий и т.д.

Небанковская кредитная организация вправе осуществлять лишь отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются ЦБ РФ.

С образованием в РФ двухуровневой банковской системы, в которой наряду с ЦБ РФ действуют многочисленные самостоятельные кредитные организации, существенно повысилось регулирование их деятельности.

Кредитные организации независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, организационной структуры являются самостоятельными организациями, получающими прибыль от посредничества в движении денежных средств в экономике. Коммерческие банки не подчиняются в административном порядке ЦБ РФ и выполняют все указания только в пределах норм, определенных законами о банках РФ.

Согласно ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке РФ» Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, в частности, установленных ими обязательных экономических нормативов. Главные цели банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банковский надзор наряду со своими непосредственными задачами, а точнее - в рамках решения этих задач, одновременно способствует решению конституционной - и ключевой для Банка России - задачи обеспечения стабильности денежной единицы, а отсюда и денежной системы[70].

Необходимость банковского надзора определяется особенностями деятельности коммерческих банков, которые работают главным образом на основе привлеченных средств, в том числе денежных средств населения. Поэтому важно завоевать доверие населения к банковской деятельности и защитить средства вкладчиков. Особого контроля требует ведение бухгалтерского учета для того, чтобы он отражал реальное финансовое состояние банков, так как банкротство банковской сферы может привести к социальным волнениям, подрыву доверия к кредитной системе. В ряде случаев все банковское дело страны подвергается опасности системного риска, что требует строгого контроля за уязвимыми банками.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также почитать:

Организация кредитования субъектов хозяйствования в банке
Кредитополучателями могут выступать кредитоспособные и правоспособные юридические лица, осуществляющие непрерывную текущую деятельность и составление бухгалтерской отчетности в установленном порядке на протяжении не менее двух отчетных (квартальных) периодов. В исключительных случаях допускается ...

Мероприятия по повышению эффективности управления кредитным портфелем ОАО АКБ «Союз»
Вопросы структурного анализа кредитного портфеля и проведение его диверсификации являются актуальными для банковской системы России. По мнению иностранных аналитиков, уязвимость российской банковской системы возрастает также по причине высокой концентрации кредитных рисков. Это связано не только с ...

Основы бюджетов социального страхования
Федеральными законами на очередной финансовый год утверждаются бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования. Проекты законов вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерал ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru