Надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков
Страница 2

Материалы » Правовое регулирование деятельности коммерческих банков в России » Надзор и аудит за деятельностью коммерческих банков

Банковское регулирование обычно предполагает формирование, применение и контроль за соблюдением специальных правил и инструкций по осуществлению банковской деятельности. Банковский надзор за финансовым состоянием банков обеспечивает соблюдение этих правил и инструкций и оценивает финансовую устойчивость кредитных организаций.

Система банковского надзора любого государства включает в себя следующие элементы:

- регистрацию и лицензирование;

- дистанционный надзор;

- инспектирование;

- работу с проблемными банками;

- ликвидационные процедуры.

На любой из этих стадий существуют возможности для ущемления интересов клиентов банков.

Процесс надзора начинается до того, как банк приступит к выполнению своих операций. При выдаче лицензии на банковскую деятельность контрольный орган вправе поинтересоваться, откуда поступит первоначальный инвестируемый капитал. Предпочтение отдается средствам, которые не являются заемными. Проверяются компетентность и честность руководства. Необходимо также на стадии лицензирования рассмотреть круг будущих операций и стратегию банка. Процесс лицензирования иногда называют антиконкурентными правилами, ограничивающими доступ в сферу банковской деятельности.

Наряду с выдачей банковской лицензии данный элемент банковского надзора включает также регистрацию кредитной организации в качестве юридического лица при ее создании, регистрацию изменений в уставе кредитной организации, регистрацию изменений в территориальной структуре банка (создание и ликвидацию филиалов).

Банковский надзор может осуществляться без выхода в банк. Такой надзор еще называют дистанционным, или документальным, надзором. Наиболее распространенной формой этого надзора является получение и анализ банковской отчетности. Центральный банк РФ с участием специалистов мирового рынка разработал и ввел финансовую отчетность, приближенную к мировым стандартам. Она идет параллельно с той отчетностью, которую банки представляют по существующим правилам. Анализ отчетности дает более полное представление об их деятельности. Качественный надзор за деятельностью коммерческих банков и их филиалов возможен только при наличии достоверных отчетов, своевременно и в полном объеме представленных в ЦБ РФ. Затруднения в организации полноценного надзора в значительной степени связаны с практикой банков по "приукрашиванию" своей деятельности, что ведет к искажениям в отчетности.

Серьезные нарекания вызывает качество представляемых отчетов. Их анализ свидетельствует о нарушении коммерческими банками и их филиалами правил ведения учета и проведения операций по счетам. Так, в отчетах коммерческих банков имеются нарушения в части неполного начисления износа на основные средства, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Большинство банков нарушают требования о ежемесячном начислении процентов по выданным кредитам согласно положению, разработанному ЦБ РФ. Имеются нарушения, когда фонды, созданные банками, используются не по целевому назначению. Обо всех этих и других нарушениях, допущенных в деятельности кредитных организаций, сообщалось в рекламационных письмах ЦБ РФ по результатам сдачи годовых отчетов коммерческими банками.

Банковский надзор осуществляется также непосредственно в банке. Наиболее распространенной формой такого надзора является проведение инспекционных проверок банков, которые осуществляются в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ»[71] и Инструкцией от 1 декабря 2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности ЦБ РФ (Банка России)»[72].

Основной целью проведения ЦБ РФ проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

- оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов ЦБ РФ; оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала);

- определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации;

- оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;

- выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также почитать:

Проекты ЕБРР
Банк ВТБ 24 привлек пятилетний кредит Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на сумму $150 млн., сообщает пресс-служба ВТБ 24. Плавающая процентная ставка по привлекаемому кредиту формируется из шестимесячной ставки LIBOR и маржи ЕБРР. Заемные средства будут направлены на финансирован ...

Общие принципы кредитной политики банков
Кредитная политика определяет объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление займов и управление ими. Политика определяет основу действий Совета Директоров, законодателей и лиц, принимающих стратегические решения, а также пре ...

Организация расчетно-кассовых операций в АО «Евразийский банк»
Банковская деятельность АО «Евразийский банк» целиком и полностью опирается на Закон РК «О банках и банковской деятельности» от 31 августа 1995 г. №2444 с изменениями на 30 августа 2009. С усилением конкуренции на рынке банковских услуг Республики Казахстан значительно повысились требования клиен ...

Разделы сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru