Стратегическая цель банковского надзора заключается в своевременном реагировании на нарушения и негативные тенденции в деятельности кредитных организаций для нормализации, упрочения их финансового положения и поддержания стабильности и надежности как каждого из них, так и банковской системы в целом.
Важной составляющей банковского надзора выступает внутренний контроль. Общее требование о наличии внутреннего контроля в кредитной организации определено в ст. 57 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» и в ст.10 Закона от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»[76]. В последнее время ЦБ РФ уделяет большое внимание этому вопросу. Отрадно, что в основу нормативно-правовых актов Банка России, регулирующих режим функционирования системы внутреннего контроля в кредитных организациях, положен документ Базельского комитета по банковскому надзору «Система внутреннего контроля в банках: основы организации», который ЦБ РФ своим письмом от 10 июля 2001 г. № 87-Т[77] рекомендовал кредитным организациям использовать в их работе. Остановимся на его положениях более подробно. В структуре рассматриваемого документа Базельского комитета можно выделить несколько ключевых элементов:
- определение понятия внутреннего контроля и его целей;
- выявление недостатков внутреннего контроля, присущих проблемным банкам;
- формулирование принципов организации эффективного внутреннего контроля в банках.
Документ Базельского комитета определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и сотрудниками всех уровней.
Целями внутреннего контроля объявляются:
- производственно-финансовая (достижение производственной и финансовой эффективности деятельности банка);
- информационная (обеспечение надежности, полноты и своевременности финансовой и управленческой информации в деятельности банка);
- комплаенс-цель (соблюдение действующего законодательства в деятельности банка).
Проанализировав имеющуюся практику в отношении проблемных банков, Базельский комитет сформулировал ряд типичных недостатков системы внутреннего контроля, которые не в последнюю очередь способствовали ухудшению финансово-экономического положения банка, ибо не содействовали своевременному и адекватному выявлению недостатков внутри самой банковской структуры. К числу таких недостатков относятся:
- отсутствие надлежащего управленческого контроля и системы отчетности, неумение сформировать высокую культуру контроля в банке;
- недостаточно эффективное выявление и оценка риска, связанного с некоторыми видами операций банка;
- отсутствие или слабость ключевых контрольных структур и видов деятельности - таких, как разделение обязанностей, санкционирование операций, проверки операционной деятельности;
- неудовлетворительный обмен информацией между различными уровнями руководства в банке;
- неадекватный или неэффективный аудит либо мониторинг устранения недостатков.
Актуальной задачей банковского надзора является повышение его эффективности. Банковский надзор не может быть эффективным без применения современных методов его организации. Одним из таких методов является проводимый в территориальных учреждениях ЦБ РФ эксперимент по введению института кураторства. Будучи широко распространенным в банковской практике зарубежных стран (особенно Западной Европы, и в частности Великобритании), данный инструмент контроля лишь начинает действовать в России. Правовой основой его функционирования выступает письмо ЦБ РФ от 31 января 2003 г. № 04-15-3/371 «Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций»[78].
Суть кураторства состоит в том, что все вопросы, касающиеся деятельности одной кредитной организации (включая вопросы пруденциального надзора, инспектирования, валютного контроля, контроля за эмиссионной и инвестиционной деятельностью, контроля за операциями кредитных организаций на рынке ценных бумаг, контроля за формированием обязательных резервов, отдельные вопросы лицензирования, касающиеся расширения деятельности кредитной организации, вопросы, связанные со службами внутреннего контроля кредитных организаций), находятся в компетенции одной группы специалистов - группы кураторов кредитной организации. При этом основной акцент при осуществлении надзорных функций сделан на контактный надзор[79].
Куратор кредитной организации - это служащий ЦБ РФ, в компетенцию которого входит осуществление надзора (построение процесса надзора) в территориальном учреждении ЦБ РФ за одной или несколькими кредитными организациями. Куратор назначается из числа служащих ЦБ РФ, имеющих опыт работы, знания и практические навыки в области лучшей международной практики банковского надзора, банковского менеджмента, в вопросах определения параметров рисков и процедур по их минимизации, обладающих безупречной деловой репутацией, умением организовать работу на порученном участке, навыками командной (коллективной) работы и достаточной коммуникабельностью.
Рекомендуем также почитать:
Правовые и налоговые аспекты
Основы правового регулирования займов и кредитов, важные с точки зрения налогообложения расходов на уплату процентов, представлены в таблице 1.
Правила исчисления и уплаты процентов определяются соглашением сторон договора с учетом указаний нормативных документов Банка России (в частности, Положе ...
Медицинская страховая система в зарубежных странах
В ни одной из англоязычных стран мира государственная медицинская система не организована с таким размахом, как в Австралии. Она называется Medіcare (что можно перевести на русский язык как "Мед(ицинская) опека") и содержится частично за счет бюджета, частично - автоматических отчислений ...
Существенные и иные условия кредитного договора
Договорные условия принято объединять в определенные группы. Наиболее широкое распространение получили три группы условий: существенные, обычные и случайные. Признак, который объединяет существенные условия в одну группу, не вызывает особых споров. Речь идет об условиях, формирующих договоры в цел ...