Система оценки кредитоспособности
Страница 1

Материалы » Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки » Система оценки кредитоспособности

В настоящее время в мире не существует единой стандартизированной системы оценки кредитоспособности. Банки используют различные системы анализа кредитоспособности заемщика. Перечень показателей, используемых для анализа финансового состояния заемщика, и порядок их расчета определяются кредитной организацией самостоятельно в зависимости от отрасли, сферы деятельности заемщика, задач анализа, с учетом всей имеющейся информации. Единственным нормативным документом, где рекомендуется оценивать финансовое положение заемщика с помощью рейтинговой системы является Положение Банка России № 254-П, где приводится лишь примерная информация для анализа финансового состояния заемщика – юридического лица. Как сказано ранее, основным показателем кредитоспособности заемщика является его кредитный рейтинг[4]. При присвоении кредитного рейтинга банки ранжируют заемщиков по различным классам. Необходимое количество классов определяется банком самостоятельно.

Одним из самых важных этапов в организации процесса кредитования является оценка кредитоспособности и платежеспособности клиента. От правильной оценки часто зависит жизнеспособность банка. Неправильная оценка может привести к невозврату кредита, что в свою очередь способно нарушить ликвидность банка и в конечном счете привести к банкротству кредитной организации. Поэтому огромное значение имеет разработка современной методологической базы оценки кредитоспособности, а также совершенствование системы контроля и оценки кредитных рисков. Отметим различие в понятиях «платежеспособность» и «кредитоспособность».

Платежеспособность клиента — это его возможность и способность своевременно погасить все виды обязательств и задолженности.

Кредитоспособность же характеризует лишь возможность предприятия погасить ссудную задолженность.

В банковской практике при рассмотрении заявки на кредит оба эти понятия существуют в тесной взаимосвязи. Ведь без анализа платежеспособности существует опасность проявления в будущем факторов, которые прямо повлияют на кредитоспособность клиента. В то же время кредитоспособность клиента может быть гораздо выше его платежеспособности, так как погашение кредита возможно из средств, полученных от реализации заложенного имущества, а также за счет средств гаранта (поручителя).

Итогом оценки кредитной заявки должно быть:

— формулирование выводов о кредитоспособности заемщика;

— определение вида и характеристик кредитного продукта, которые в наибольшей степени соответствуют общему направлению развития бизнеса банка с данным клиентом и особенностям данного клиента.

Оценка кредитных заявок обычно основывается на применении комплексной рейтинговой системы оценки кредитных заявок, которая проводится в соответствии с действующими методиками определения группы кредитного риска кредитных продуктов (т.е. путем начисления баллов по заранее принятым критериям). При этом заполняется краткое досье клиента по установленной форме. Вместе с тем, процесс оценки качества заявки не должен сводиться исключительно к ее анализу по указанной рейтинговой системе классификации (т.е. к расчету группы риска), поскольку такая классификация не может учесть все факторы, влияющие на итоговую оценку конкретной кредитной заявки. Кроме того, ориентация на чисто количественный метод анализа часто приводит к слишком общим выводам, в которых игнорируются особенности, присущие конкретному клиенту или продукту, а также не принимаются во внимание факторы, влияющие на группу риска. Например, при одинаковом уровне риска заемщиков обороты по их счетам, показатели их финансового состояния и их доходность для банка (т.е. факторы, которые необходимо принимать во внимание при решении вопроса о предоставлении кредита) могут сильно различаться.

Оценка кредитоспособности клиента обычно базируется на анализе следующих критериев:

1) качество управления компанией (уровень менеджмента);

2) характер кредитуемой сделки;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также почитать:

Экономическая сущность и элементы потребительского кредитования
Потребительскими ссудами в нашей стране называют ссуды, предоставляемые населению. При этом потребительский характер ссуд определяется целью (объектом кредитования) предоставления ссуды. В Казахстане потребительским судам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на пр ...

Выводы
Банковский маркетинг представляет собой вид деятельности банка, концепцию и функцию управления, а также особую философию мышления банковского служащего, которые ориентированы на рынок банковских услуг. По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится на активный и пассивный. Маркетин ...

Роль и место пластиковых карт в общей системе банковских продуктов
За недолгую историю современного банковского бизнеса российские банки постепенно прошли путь от сугубо корпоративных к универсальным финансовым организациям, в деятельности которых значительную роль играет розничный бизнес. Развитие розничных операций практически всех универсальных банков начинало ...

Разделы сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru