Расчетно-кассовое обслуживание банками юридических и физических лиц занимает все большее место в банковских операциях. На основании проведенного исследования, мы можем констатировать, что организация расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц в коммерческих банках Республики Казахстан представляет собой сложную многоуровневую систему, требующую постоянной рационализации и совершенствования.
Расчетно-кассовые операции - ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению.
Совокупность всех платежей, опосредующих движение стоимости в денежной форме между финансовыми и нефинансовыми экономическими субъектами в экономическом обороте страны, представляет собой денежный оборот, его основная часть -платежный оборот, в котором деньги используются для погашения обязательств, то есть функционируют в качестве средства платежа, и который осуществляется как в наличной, так и в безналичной форме. Преобладает безналичный платежный оборот, то есть движение денег осуществляется в виде записей по счетам клиентов в кредитных организациях. В процессе движения деньги постоянно переходят из безналичной формы в наличную и обратно.
Организация расчетно-кассового обслуживания имеет двойственный характер. Она включает организационно-управленческую и документально-нормативную сторону, которые находятся между собой в глубокой органической взаимосвязи. Отрыв одной из этих сторон от другой неизбежно приводит к недостаткам в организации обслуживания и нарушению соответствующих принципов.
Огромное значение порядка проведения кассовых операций обусловлено тем, что на его основе в процессе организации денежного оборота решаются такие важные экономические задачи, как:
- определение общего объема налично-денежного оборота, его структуры;
- направление денежных потоков;
- размещение денежной массы по территории страны;
- определение массы денег в наличной форме, находящейся в обращении;
- расчет эмиссионного результата за (на) определенный период и др.
На основании проведенного исследования следует сделать следующие выводы, что на современном этапе АО «Евразийский банк» необходимо развивать такой вид безналичного расчета как пластиковая карточка и сетевые платежные системы. При этом стоит помнить, что пластиковая карточка позволяет юридическим лицам практически полностью перейти на безналичный расчет заработной платы, что существенно облегчает проведение таких операций. Физические лица – владельцы карт-счетов значительно упрощают получение заработной платы, а кроме того, получают возможность проведения платежей в местах, оборудованных специальной аппаратурой, и, кроме того, возможность получения овердрафта.
Таким образом, дальнейшее развитие расчетно-кассового обслуживания клиентов АО «Евразийский банк» в большей степени связано с дальнейшим развитием компьютерной техники и совершенствованием программного обеспечения. Кроме того, одним из важных аспектов данного направления является возможность оснащения банков страны самой современной компьютерной техникой, поскольку только при таких условиях банки страны смогут развивать качество и скорость проведения безналичных платежей, составляющих все большую долю в расчетных операциях банков страны.
Рекомендуем также почитать:
Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
Для достижения конечной цели денежно-кредитной политики в 2004 году Банк России должен располагать системой инструментов, позволяющих обеспечить сбалансированное и относительно устойчивое состояние денежно-кредитной сферы при различных сценариях экономического развития. Набор инструментов денежно- ...
Достаточность и адекватность собственного капитала
банка
Любой коммерческий банк, который ориентируется на определенный круг клиентов и объем предоставляемых им услуг, должен иметь собственный капитал такой величины, чтобы быть в состоянии удовлетворять все обоснованные потребности своих клиентов в заемных средствах и своевременно выполнять все взятые н ...
Депозиты юридических лиц
Если вы хотите иметь представление о банке не из рейтинговых таблиц, а что называется “изнутри”, - есть один проверенный способ: через опрос корпоративных клиентов выясняется способность того или иного банка заинтересовать фирмы в открытии разного рода депозитных счетов. Это один из критериев приз ...