6) в зависимости от экономического содержания операции по карте:
а) дебетовая,
б) кредитовая;
7) по категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент (в международных платежных системах это называется видами карт или продуктами — products):
а) электронная карта (Visa Electron, Maestro);
б) обычная карта (обычная карта предназначена для рядового клиента. Это — Visa Classic и MasterCard Mass (Standart));
в) серебряная карта (серебряная карта называется бизнес-картой (Business Card) и предназначена не для частных лиц, а для сотрудников организаций (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании)
г) золотая карта (карты категории Gold);
д) карта премиум-класса (Картами премиум-класса обычно пользуются ВИП-клиенты банков (Visa Platinum, Visa Inаinite).
8) в зависимости от вида заключенных соглашений;
а) чековые гарантийные карты (выдается владельцу текущего счета в банке для идентификации чекодателя и гарантии платежа по чеку);
б) двусторонние кредитные соглашения (возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов, где владельцы карт могут использовать их для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентом карт (универмаги, бензоколонки и т.д.);
в) многосторонние карточные соглашения;
9) в зависимости от юридического статуса владельцев карт.
а) карты корпоративные — для юридических лиц;
б) карты личные — для физических лиц.
Корпоративные карты подразделяются на: «зарплатные карты» (эмитент заключает договор с организацией, а держателями карт являются ее сотрудники в качестве частных лиц) и «бензиновые» карты (эмитент заключает договор с организацией для расчетов за ГСМ одним или несколькими сотрудниками).
Эта классификация характерна для России и внешне напоминает принятую в международных системах, но в действительности в ее основание положен юридический статус клиента, с которым эмитент заключает договор о выпуске и обслуживании карты. Их несовпадение подтверждается и на практике. Очень часто в России стандартная карта выдается в качестве корпоративной, и наоборот, известны случаи, когда бизнес-карту получали частные лица [9, с. 492-498].
Также распространенная классификация банковских карт представлена в таблице 1.1, 1.2.
Таблица 1.1 – Классификация банковских карт
Признак классификации |
Виды карт |
По механизму расчетов |
ü двусторонние системы – возникли на базе двусторонних соглашений между участниками расчетов (замкнутая сеть); ü многосторонние системы – предоставляют владельцам карт возможность покупать товары в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карты в качестве платежного средства. |
По виду расчетов |
ü кредитные карты, которые связаны с открытием кредитной линии в банке; ü дебетовые карты – используются для оплаты товаров и услуг путем прямого списывания сумм с банковского счета плательщика. |
По характеру использования |
ü личные карты – выдаются банками частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам после анализа «кредитной истории» последних и открытия ими текущего счета в банке либо внесения страхового депозита; ü корпоративные карты – выдаются юридическим лицам под их гарантии и обеспечение также после анализа платежеспособности юридического лица. |
Рекомендуем также почитать:
Сущность и понятия банковской системы
Банки, как коммерческие предприятия, возникли в связи с потребностями воспроизводства, кругооборота промышленного и торгового капитала. Разложение натурального хозяйства, рост торговли и товарного обмена резко повысили значение денежных расчетов и кредита. Переход к наемному труду в широких масшта ...
Положение о Биржевом комитете и Биржевой устав
Вплоть до 1830-х годов Петербургская биржа оставалась единственной в стране. Ее экономическое значение определялось двумя обстоятельствами. Прежде всего, тем, что Петербург являлся главным внешнеторговым портом России. С внутренними экономическими районами его соединяла отлаженная, хотя и сложная, ...
Оценка финансовых рисков розничных банковских услуг
В процессе функционирования деятельности коммерческих банков постоянно и неизбежно возникают риски, которым менеджеры банка пытаются противостоять или использовать в свою пользу (последнее не всегда принимается во внимание в научных исследованиях и практической работе).
По определению О.И.Лавруши ...