В условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.
Экономисты называют пластиковую карту «услугой века», одним из ключевых элементов «технологической революции в банковском деле». Поэтому изучение проблем использования пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой практики и перспектив развития рынка пластиковых карт в России приобретают в настоящее время конкретную значимость.
Масштабы и характер использования платежных карт обоснованно рассматриваются в качестве одного из важнейших индикаторов уровня развития ритейлового банковского бизнеса. Пластиковая карта - это многоразовый платежный и кредитный инструмент длительного пользования, обладающий наиболее высокой на сегодня степенью защиты от подделок и к тому же содержащий идентификационную информацию о держателе карточки, позволяющий производить проверку его платежеспособности. В настоящее время пластиковый бизнес - это более 1,3 млрд. выпушенных карт. Ежегодный мировой оборот превышает 3 трлн. долл. Платежные карты принимаются более чем 20 млн. торгово-сервисных предприятий. Около полумиллиона банковских отделений, предоставляющих услуги, проводят операции с платежными картами, а число банкоматов превысило 700 тыс. Наряду с локальными (национальными) системами всё более широкое развитие получают международные системы расчетов с использованием платежных карт. Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется двумя крупнейшими компаниями - Visa International и MasterCard International. Если разделить весь мировой рынок пластиковых карт на сферы влияния основных игроков - платежных систем, то получится следующая картина: на платежную систему Visa приходится около 57%, на Europay/MasterCard примерно 26%, на American Express - порядка 13%, и на другие (включая DinersClub и JCB) - 4%.
Целью дипломной работы является определение направлений совершенствования механизма операций с пластиковыми картами.
Основные задачи дипломной работы:
– изучить теоретические основы операций банков с пластиковыми картами;
– рассмотреть механизм функционирования платежных систем, основанных на использовании пластиковых карт;
– провести анализ операций c пластиковыми картами в платежном обороте России;
– определить направление совершенствования расчетов с пластиковыми картами.
Объектом исследования дипломной работы является деятельность ОАО «МДМ Банка» на рынке операций с пластиковыми картами.
Предметом исследования дипломной работы являются операции с банковскими пластиковыми картами.
В работе использованы методы системного анализа, стратегического анализа, методы сбора данных – опросы, наблюдение, изучение периодических изданий.
Основными источниками, используемыми при написании главы, являются: учебные пособия по банковскому делу и банковскому маркетингу таких авторов, как Лаврушин О.И., Маренков Н.Л., Коробова Г.Г. и др., периодические издания «Управление карточным бизнесом в банке», «Деньги», «Экономика и жизнь», «Новые известия»; Интернет-ресурсы: www.cbr.ru, www.rbc.ru, www.klerk.ru, официальные сайты платежных систем.
Рекомендуем также почитать:
Фондовые биржи России: возникновение и развитие
Исторической точкой отсчёта возникновения российского фондового рынка можно считать 1769 г., когда в Амстердаме был помещён первый выпуск Российского государственного займа. Изначально потребности государства в необходимых финансовых ресурсах удовлетворялись большей частью за счёт распространения ...
Проблемы организации
потребительского кредитования и пути их решения в "Банке24. ру"
В данном параграфе будут подведены итоги всего исследования, обозначены проблемы, существующее практике потребительского кредитования "Банка24. ру", и предложены пути решения данных проблем.
Как уже было сказано выше, основными проблемами при осуществлении "Банком24. ру" креди ...
Обоснование потребности в кредитных ресурсах
Кредитные ресурсы коммерческого банка – это часть собственного капитала и привлеченных средств, в денежной форме направляемая на активные кредитные операции. Различают текущие и мгновенные кредитные ресурсы. Текущими являются ресурсы, которые потенциально возможно направить на кредитные вложения. ...