С 1 января 2011 года на территории 32 европейских стран все местные эмитенты должны будут выпускать платежные карты с чипом — так называемые смарт-карты. В России доля таких карт составляет лишь 30–40% от общего объема эмитированных, но, очевидно, скоро вырастет.
Полная миграция на смарт-карты стандарта EMV (совместная разработка Europay, MasterCard и Visa) к концу 2010 года — одно из важных требований при реализации проекта построения единой зоны платежей в евро (Single Euro Payments Area, SEPA). Впрочем, соблюсти это требование для европейцев несложно — начиная с 1997 года, когда в Великобритании начали внедряться первые карты данного стандарта, их количество в Европе неуклонно росло и сейчас в большинстве европейских стран приближается к 100%.
Смарт-карты дороже карт с магнитной полосой, зато у них несоизмеримо больше памяти (до 64–128 килобайт против 125 байт), а наличие микропроцессора обеспечивает принципиально другие возможности для идентификации владельца карты и шифрования хранящихся данных. Растущие потери от мошенничества как раз и послужили главным стимулом к миграции на чип.
После того как в 1997 году в Европе начался переход на стандарт EMV, международные платежные системы быстро нашли способ «принуждения к чипу» по отношению к эквайерам (программы chip liability shift). Согласно введенным ими новым правилам, если смарт-карта, содержащая также магнитную полосу, попадает в банкомат, способный читать только с полосы, то ответственность за скимминг в этом случае перекладывается с эмитента карты на эквайера. В отношении эмитентов тоже были предприняты меры по стимуляции к переходу на чип — банкам, выпускающим чип-карты, были предложены более высокие комиссии, — но эти меры оказались не столь эффективными.
Сегодня, по оценкам экспертов, более 20% всех выпущенных в мире карт имеют чип и каждый третий POS-терминал способен читать такие карты. При этом уровень «чипизации» в разных странах сильно отличается.
В России доля чип-карт (обычных контактных) составляет около 30–40% — это с учетом «Сберкарт», использующих чиповую технологию DUET от компании BGS Smartcard, которая считается не совсем «смарт». В том числе, по причине несовместимости с EMV. Впрочем, еще в феврале 2010 года Сбербанк объявил о том, что закрывает проект «Сберкарта» и переходит на выпуск смарт-карт, совместимых с EMV. По всей видимости, конкретно это решение не приведет в ближайшее время к сильному росту доли чиповых карт в стране — сначала будет происходить замена устаревших карт на новые.
Причин серьезного отставания по данному параметру от Европы несколько. Во-первых, до 80% карт в стране выпускается в рамках зарплатных проектов, низкорентабельных для банков-эмитентов. Себестоимость даже не самой дорогой чиповой карты на 1,5–2 евро выше, чем магнитной, что существенно влияет на уровень маржи. Только Сбербанк, по сути, и использовал активно чип-карты — те самые «Сберкарты» — в зарплатных проектах, но нюанс в том, что Сбербанк — один из акционеров BGS. Во-вторых, большинство россиян по-прежнему используют карты только раз или два в месяц — для снятия наличных в банкомате после зарплаты. Остатки на российских картах, в среднем, очень небольшие, наши карты просто неинтересны для мошенников.
Таким образом, у российских банков пока недостаточно мотивов для массовой миграции на чип. Ожидания большой популярности и, соответственно, доходности от кобрендинговых проектов (которые без смарт-карт нереализуемы) тоже не оправдались. Они не оправдались во всем мире, а не только в нашей стране. Зато Сбербанк в конце мая объявил, что еще до конца 2010 года запустит пилотный проект по оплате товаров и услуг с помощью сотового телефона с использованием технологии NFC. Среди заявленных партнеров проекта — Московский метрополитен, РЖД и сеть магазинов «Мосмарт».
Несмотря на постоянный рост доли международных платежных систем на российском рынке пластика, здесь остается место и для локальных игроков. Хотя уже очевидно, что российские платежные системы не смогут составить конкуренцию международным. Их совокупная доля рынка составляет, по разным подсчетам, 20−25%, в том числе у «Золотой короны» — около 6%, у STB-card и Union Card — по 4, у Accord — примерно 3%.
Для понимания роли российских платежных систем в платежном обороте России и возможности их интеграции в международные, необходимо рассмотреть их подробнее [22, c.19].
Платежная система Юнион-Кард.
Весной 1993 г. Автобанк и Инкомбанк выступили учредителями платежной системы "Юнион Кард", которая с самого начала создавалась как межбанковская, ориентированная на развитие развернутой инфраструктуры. Впоследствии к этим банкам-учредителям присоединился еще ряд банков, и к началу 1999 г. в систему входили уже свыше 100 региональных процессинговых центров.
Рекомендуем также почитать:
Финансовые риски в системе управления кредитной
организацей
В системе банковских рисков особое место занимают финансовые риски. Они приводят к непредвиденным изменениям в объемах, доходности, структуре активов и пассивов, перетекая один в другой, оказывают непосредственное воздействие на конечные результаты деятельности банка – показатели рентабельности и ...
Изучение кредитоспособности заемщика
Альфа-Банк был основан в1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных нарынке финансовых услуг, включая обслуживание частных икорпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование иуправление ак ...
Технические средства
Итак, мы ознакомились с основными типами пластиковых карточек, рассмотрим технические средства, с помощью которых осуществляются платежи карточками за товары/услуги.
POS-терминалы, или торговые терминалы, предназначены для обработки транзакций при финансовых расчетах с использованием пластиковых ...