Общие подходы к организации анализа кредитоспособности заемщиков в коммерческом банке
Страница 2

Материалы » Методика анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка » Общие подходы к организации анализа кредитоспособности заемщиков в коммерческом банке

Наряду с такой оценкой финансового состояния заемщика банк стремится узнать его экономическое положение, процессы снабжения, производства, сбыта продукции, взаимоотношения с поставщиками и покупателями, отношения между владельцами предприятия и наемными работниками, между руководителями и подчиненными. Банк также изучает применяемые технологии, оборудование, их новизну и конкурентоспособность, оценивает перспективы завоевания (или потери) рынков сбыта и т.п. При этом наряду с анализом документов целесообразно и посещение работниками банка клиента на месте, личное ознакомление с порядком и организацией работы заемщика.

В последнее время (особенно в экономически развитых странах) большое значение приобретает оценка морально – этических качеств заемщиков банка (их репутация, порядочность, точность выполнения обещаний и обязательств, участие в сомнительных финансовых операциях и т.п.). Создаются методики и тесты, позволяющие достаточно точно оценить такие качества.

Одним из таких тестов является «Система красных сигналов» [29]. Она, как показывает опыт зарубежных банков, позволяет выявить потенциально ненадежных клиентов. Ее основу составляют пять разделов, отражающие информацию о заемщике:

1. «Сигналы» из истории заемщика

– недавняя финансовая несостоятельность заемщика;

– расхождения и противоречия в информации о заемщике.

2. «Сигналы», касающиеся руководства и управления заемщика

– заемщик ищет партнера, на чьи средства можно рассчитывать;

– невысокие моральные качества руководителя;

– борьба за власть в руководстве среди партнеров, между членами семьи – владельцами компании;

– частые смены в руководстве;

– строптивый, неуравновешенный характер руководителя;

– стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс,

оказать давление на банковского работника.

3. «Сигналы», отражающие производственную деятельность заемщика

– круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован;

– ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;

– заемщик относится к той отрасли, которая в данный момент

испытывает проблему;

– упрощенное ведение баланса, т.е. активы и пассивы не детализируются

по статьям;

4. «Сигналы», относящиеся к организации кредитования

– заемщик не представляет четко цель, на которую испрашивается кредит

– у заемщика нет ясной программы погашения ссуды;

– отсутствие резервных источников погашения кредита;

– заемщик не имеет материального обеспечения своей цели;

– кредитная заявка заемщика плохо обоснована;

– заемщик испрашивает кредит под обеспечение своего акционерного

капитала и одновременно изыскивает возможности для получения ссуды под обеспечение активов;

– кредит направлен главным образом в сферу обращения, а не производства где непосредственно создается стоимость;

– недостаточно обоснован срок погашения кредита;

5. «Сигналы», фиксирующие отклонения от установленных норм

– нарушения в периодичности предоставления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности;

– отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т.п.);

– пересмотр условия кредитования, изменения в схеме погашения кредита просьба о пролонгации ссуды

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также почитать:

Анализ расчетов с использованием пластиковых карточек в РБ
Необходимо отметить, что широкое внедрение в Республике Беларусь безналичных платежей на основе пластиковых карточек станет возможным лишь в том случае, если будет обеспечен баланс интересов всех участников процесса расчетов с помощью пластиковых карт: банков, предприятий торговли и сервиса, а так ...

Мероприятия банка России по совершенствованию финансовых рынков в 2004 году
Банк России продолжит работу по развитию основ эффективного финансового рынка как посредника в процессе привлечения заемных ресурсов предприятиями реального сектора. Развитие инструментов финансового рынка. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации и во взаимодействии с законода ...

Предложения по совершенствованию депозитной политики ОАО «УбРИР
Одной из проблем, с которой коммерческие банки сталкиваются в настоящее время, является формирование ресурсной базы. Ресурсная база, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru