Наряду с такой оценкой финансового состояния заемщика банк стремится узнать его экономическое положение, процессы снабжения, производства, сбыта продукции, взаимоотношения с поставщиками и покупателями, отношения между владельцами предприятия и наемными работниками, между руководителями и подчиненными. Банк также изучает применяемые технологии, оборудование, их новизну и конкурентоспособность, оценивает перспективы завоевания (или потери) рынков сбыта и т.п. При этом наряду с анализом документов целесообразно и посещение работниками банка клиента на месте, личное ознакомление с порядком и организацией работы заемщика.
В последнее время (особенно в экономически развитых странах) большое значение приобретает оценка морально – этических качеств заемщиков банка (их репутация, порядочность, точность выполнения обещаний и обязательств, участие в сомнительных финансовых операциях и т.п.). Создаются методики и тесты, позволяющие достаточно точно оценить такие качества.
Одним из таких тестов является «Система красных сигналов» [29]. Она, как показывает опыт зарубежных банков, позволяет выявить потенциально ненадежных клиентов. Ее основу составляют пять разделов, отражающие информацию о заемщике:
1. «Сигналы» из истории заемщика
– недавняя финансовая несостоятельность заемщика;
– расхождения и противоречия в информации о заемщике.
2. «Сигналы», касающиеся руководства и управления заемщика
– заемщик ищет партнера, на чьи средства можно рассчитывать;
– невысокие моральные качества руководителя;
– борьба за власть в руководстве среди партнеров, между членами семьи – владельцами компании;
– частые смены в руководстве;
– строптивый, неуравновешенный характер руководителя;
– стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс,
оказать давление на банковского работника.
3. «Сигналы», отражающие производственную деятельность заемщика
– круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован;
– ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;
– заемщик относится к той отрасли, которая в данный момент
испытывает проблему;
– упрощенное ведение баланса, т.е. активы и пассивы не детализируются
по статьям;
4. «Сигналы», относящиеся к организации кредитования
– заемщик не представляет четко цель, на которую испрашивается кредит
– у заемщика нет ясной программы погашения ссуды;
– отсутствие резервных источников погашения кредита;
– заемщик не имеет материального обеспечения своей цели;
– кредитная заявка заемщика плохо обоснована;
– заемщик испрашивает кредит под обеспечение своего акционерного
капитала и одновременно изыскивает возможности для получения ссуды под обеспечение активов;
– кредит направлен главным образом в сферу обращения, а не производства где непосредственно создается стоимость;
– недостаточно обоснован срок погашения кредита;
5. «Сигналы», фиксирующие отклонения от установленных норм
– нарушения в периодичности предоставления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности;
– отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т.п.);
– пересмотр условия кредитования, изменения в схеме погашения кредита просьба о пролонгации ссуды
Рекомендуем также почитать:
Анализ расчетов с использованием пластиковых карточек в РБ
Необходимо отметить, что широкое внедрение в Республике Беларусь безналичных платежей на основе пластиковых карточек станет возможным лишь в том случае, если будет обеспечен баланс интересов всех участников процесса расчетов с помощью пластиковых карт: банков, предприятий торговли и сервиса, а так ...
Мероприятия банка России по совершенствованию финансовых рынков в 2004 году
Банк России продолжит работу по развитию основ эффективного финансового рынка как посредника в процессе привлечения заемных ресурсов предприятиями реального сектора.
Развитие инструментов финансового рынка. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации и во взаимодействии с законода ...
Предложения по совершенствованию депозитной политики ОАО «УбРИР
Одной из проблем, с которой коммерческие банки сталкиваются в настоящее время, является формирование ресурсной базы.
Ресурсная база, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, ...