Специфика кредитования малого и среднего бизнеса в России
Страница 1

Материалы » Кредитование как фактор развития малого и среднего бизнеса » Специфика кредитования малого и среднего бизнеса в России

Бум запуска специальных программ для предприятий МСБ пришелся на 2006 год. И с того времени вплоть до кризиса этот рынок в нашей стране увеличивался на 50-70% в год, тогда как для Европы рост в 5% здесь считался большим. Снижение объемов кредитования МСБ было только в период кризиса в 2008-2009 гг. При этом львиную долю кредитующихся (до 65%) занимали торговые компании. Однако даже во время экономического подъема спрос на кредиты со стороны предпринимателей, по некоторым оценкам, был удовлетворен лишь на 15-20%. Очень мало шансов получить кредит и у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, а также ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе). Со стороны банков можно выделить факторы, препятствующие развитию кредитования малого и среднего бизнеса (таблица 1.3.1), такие как непрозрачность заемщика, отсутствие залогового обеспечения, неразвитость законодательства и программ господдержки, мешающие органическому росту, вынесены в первые строчки списка.

Таблица 1.3.1

Факторы, препятствующие развитию кредитования МСБ

Место

Фактор

1

Непрозрачность заемщиков

2

Отсутствие залогового обеспечения

3

Плохое качество залогового обеспечения

4

Неразвитость субсидирования кредитов в рамках госпрограмм

5

Неразвитость законодательства

6

Недостаточность развития филиальных сетей банков

7

Отсутствие у малого бизнеса понимания сути банковских продуктов

8

Недостаточность наработанного банками опыта

9

Нехватка квалифицированных кадров

10

Высокие процентные ставки по кредитам

Все эти факторы, с одной стороны, характерны для любого рынка кредитования, находящегося на начальном этапе развития. С другой стороны, их можно беспрепятственно смягчить, позволив рынку расти быстрее, и улучшить условия функционирования как для банков, так и для малых предпринимателей. Для того чтобы понять, где лежит ключ к разгадке этой проблемы, обратимся к причинам, сдерживающим развитие кредитования МСБ, и рассмотрим их более подробно.

- Проблема непрозрачности предприятий малого и среднего бизнеса для банков имеет два измерения. С одной стороны, непрозрачность заемщиков выражается в том, что отчетность (как бухгалтерская, так и управленческая) не отражает реального содержания экономической деятельности малого предприятия. Это связано не только с качеством составления отчетности (на которое жалуются многие банки), но и с тем, что предприятия зачастую функционируют в рамках упрощенной системы налогообложения, предполагающей ведение отчетности в редуцированной форме. Понимание бизнеса, способность со слов клиента составить баланс и рассчитать финансовые потоки – важное технологическое и конкурентное преимущество для всех банков, работающих в сегменте МСБ.

- С другой стороны, проблема непрозрачности связана и с высокой долей «серого» бизнеса малых предприятий. В совокупности два этих фактора приводят к тому, что произвести оценку рисков, связанных с кредитованием МСБ, для банков очень затруднительно. Чем менее точной является оценка рисков, тем выше неопределенность, которая закладывается и в уровень процентной ставки, под которую малые предприятия получают кредиты. Что, естественно, снижает привлекательность банковского финансирования для самих предпринимателей.

- Прежде всего, банк смотрит на финансовое положение клиента - главное, чтобы у потенциального заемщика был стабильный и приносящий доход бизнес. Иногда предприятия умышленно скрывают полную информацию, например, имеющиеся долги. При этом в первую очередь проигрывает бизнес клиента, поскольку, скрывая обязательства, он вынужден будет очень сильно увеличить долговую нагрузку, что не лучшим образом скажется на финансовых показателях предприятия. Бывают и такие ситуации, когда у бизнеса нет перспектив для развития. В этих случаях выдача кредита становится слишком рискованной, и многие банки, как правило, на это не идут.

- По оценке проблемы низкой залоговой базы, которой обладают предприятия малого и среднего бизнеса более 75% всех кредитов, выдаваемых в рамках специализированных программ, - это кредиты с полным обеспечением, в качестве которого принимается недвижимость и оборудование.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также почитать:

Производсвенные функции предприятия
Функция производства отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение постав ...

Оценка спроса на деньги в 2004 году
Сложность количественной оценки спроса на деньги в последние годы в значительной степени обусловливается неустойчивостью формирующихся в настоящее время тенденций в развитии как российской, так и мировой экономики. В первую очередь сюда относятся неопределенность состояния внешнеэкономической конъ ...

Страхование жизни
Страхование жизни является подотраслью личного страхования и предполагает, что ответственность страховщика заключается в выплате определенной денежной суммы при дожитии застрахованного до определенного срока или в случае его смерти. Операции страхования жизни носят долгосрочный характер, поскольку ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru