Кредитование как фактор развития малого и среднего бизнеса

Материалы » Кредитование как фактор развития малого и среднего бизнеса

Вопрос кредитования малого бизнеса находится на приоритетном месте. В развитии этого сектора заинтересованы и предприниматели, и правительственные структуры.

В последние годы на этом рынке происходят достаточно значимые изменения. Первое, что хотелось бы отметить, – банки и государство стали уделять этому сегменту больше внимания. Например, уже реализуется ряд программ – и на уровне областей, и на уровне Минэкономразвития, – связанных с разделением в том или ином виде рисков по кредитованию банками малого бизнеса. Это и система компенсации стоимости поручительства, и инструментарий поручительства со стороны государственных фондов. Начата реализация программы по поддержке экспортно-ориентированных предприятий. В целом все эти позитивные изменения позволяют говорить о том, что начинает появляться реально работающий механизм по государственному содействию развитию малого бизнеса.

Сегодня малый бизнес является плацдармом для подъема экономики. Этому способствует лучшая адаптация к изменению структуры рынка, более высокая налоговая дисциплина, низкий уровень затрат, высокая инновационная активность предприятий малого бизнеса [3].

Процесс кредитования малого бизнеса на данный момент еще не стал массовым – к сотрудничеству с малыми предприятиями готовы немногим более трети банков, причем программы кредитования малого бизнеса предлагают только 13% банков.

Однако у рынка кредитования малого и среднего бизнеса очень хорошие перспективы, банки начали выделять малый и средний бизнес как отдельное направление кредитной политики. В то же время на кредитах для малого и среднего бизнеса банк может заработать только в случае формирования достаточно большого кредитного портфеля, что, в свою очередь, достигается за счет высокой «поточности» этой группы клиентов.

За последние три года, по некоторым оценкам, объемы банковского кредитования малого и среднего бизнеса увеличились в 2 раза. Рост происходит как за счет входа на рынок новых игроков, так и за счет роста портфелей прежних участников рынка. При этом на рынке четко выделились две группы игроков (бизнес-модели). Первая – это региональные банки, вышедшие на рынок 3-5 лет назад, в частности за счет кредитов РосБР и ЕБРР, предлагающие индивидуальный подход к клиенту. Вторая – универсальные федеральные и московские банки, вышедшие на рынок малого бизнеса в последние несколько лет, предлагающие типовые услуги. Последние делают ставку на внедрение специальных моделей оценивания бизнеса малых предпринимателей (по типу скоринг-оценок), которые позволяют им быстро и качественно принимать решения по большому числу потенциальных клиентов и в результате наращивать свой кредитный портфель без существенного увеличения риска портфеля. У каждой из этих групп есть перспективы для дальнейшего развития [15].

В последние год-два среди основных игроков на рынке банковского финансирования малого бизнеса четко выделились две группы банков. Это небольшие региональные, уже укрепившиеся на этом рынке и целенаправленно работающие с малым бизнесом, и крупные банки, которые стали активно выходить на этот рынок. По данным АРБ, не менее 80 крупных банков имеют программы кредитования малого бизнеса. Собственные программы появились у таких банков, как «ВТБ-24», «Райффайзенбанк», «МДМ-банк», «Международный Московский Банк» и др. Причина очевидна: крупный российский бизнес поделен между банками. Высокий уровень конкуренции на этом рынке ведет к снижению доходности кредитования, в то время как доходность направления работы с малым бизнесом обычно выше средней [15].

Цель работы – произвести анализ кредитования малого и среднего бизнеса в современных рыночных условиях.

В соответствии с поставленной целью, необходимо выделить ряд задач курсовой работы:

- рассмотреть понятие «кредитование» и выявить его функции для предприятий малого и среднего бизнеса;

- изучить механизм кредитной сделки и исторические этапы его развития;

- провести анализ практики региональной кредитования предприятий малого и среднего бизнеса;

- рассмотреть качественные показатели оценки кредитных портфелей коммерческих банков при кредитовании предприятий малого и среднего бизнеса;

- обозначить основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в современных рыночных условиях;

- выделить меры по созданию благоприятных условий для кредитования малого и среднего бизнеса в России.

Предмет исследования – малый и средний бизнес. Объект исследования – кредитные отношения, кредитование малого и среднего бизнеса.

В работе были использованы нормативные правовые акты РФ, а также работы таких российских ученых, как О.И. Лаврушин, Е.Ф. Жуков, Н.И. Парусимова, Л.Н. Красавина, Ю.С. Масленченков, Г.А. Тосунян и другие.

Изучив все эти материалы, было обнаружено, что практически вся статистическая информация и нормативно-правовые акты касаются только малого предпринимательства и практически отсутствуют для предприятий среднего бизнеса.

Методологическая и теоретическая основы курсовой работы определяются общенаучными и частно-научными методами познания, к которым относится сравнительный, технико-юридический, системно-структурный и логический анализ.

Рекомендуем также почитать:

Развитие системы пластиковых карточек в РБ
Во всем мире наблюдается бурный рост карточных технологий: если в конце 20 века платежными карточками пользовались миллионы граждан, то в начале 21 века счет идет на миллиарды. Не стала исключением и Республика Беларусь. Карточный бизнес в Беларуси является относительно молодым и развивающимся. К ...

Ответственность банка за нарушение требований Инструкции
В разделе 13 Инструкции Банка России N27 от 27.02.95 г. " О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными банками" определена ответственность банков, а также резидентов и нерезидентов за наруше ...

История дивидендных выплат
Цели Банка в области дивидендной политики: · признание величины дивидендов как одного из ключевых показателей инвестиционной привлекательности Банка; · повышение величины дивидендов на основе последовательного роста прибыли и/или доли дивидендных выплат в составе нераспределенной прибыли. Сберб ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru