Ключевой задачей, которую должен выполнять РЦБ в России, является прежде всего обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, максимально возможного притока национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия, формирование необходимых условий для стимулирования накопления и трансформации сбережений в инвестиции, также восстановление нормального функционирования и доверия к государственным ценным бумагам, а также:
· содействие в формировании условий для экономического роста;
· эффективное финансирование дефицита федерального бюджета посредством выпуска различных типов государственных ценных бумаг;
· надежная защита прав инвесторов;
· развитие процессов интеграции регионов России на основе формирования единого цивилизованного фондового рынка;
· стимулирование вложения капиталов преимущественно в российскую экономику;
· превращение России в один из самостоятельных центров фондовой торговли;
В тоже время текущее развитие российской экономики протекает на фоне инвестиционного кризиса, который выражается как в острой нехватке инвестиционных ресурсов на рынке, так и в нежелании инвесторов (как внутренних, так и внешних) вкладывать средства в промышленность. Причин здесь несколько, но главная- высокий уровень инвестиционных рисков: политических, валютных, рыночных, законодательных, др. В этой ситуации особое значение приобретает мобилизация внутренних источников инвестиций и в особенности денежных средств населения.
Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер. Соответственно, трудно переоценить необходимость эффективного регулирования рынка ценных бумаг:
· регулирование дает “правила игры” для цивилизованной конкуренции между участниками рынка, которая в конечном итоге приводит к расширению и улучшению качества предлагаемым инвесторам услуг;
· регулирование призвано создавать условия, позволяющие населению с уверенностью вкладывать средства, а участникам рынка- безбоязненно расширять свой бизнес;
· регулирование должно обеспечивать высокие стандарты поведения участников, минимизируя риск мошенничества и злоупотреблений.
В силу вышеуказанных экономических и социальных причин и в силу важности этой отрасли для развития и стабилизации экономики рынок ценных бумаг на сегодняшний день рассматривается как область интенсивного регулирования, то есть расширяется сфера присутствия и степень прямого вмешательства государственных органов в этот сектор экономики.
Этот принцип справедлив и по отношению политики в области квалификационных требований, целью которой является контроль профессиональной компетенции лиц, работающих на рынке ценных бумаг, их приверженности законодательству, нормам деловой и профессиональной этики. Аттестация руководителей и специалистов профессиональных участников рынка ценных бумаг является практической реализацией указанной политики.
Регулирование ряда деятельности участников рынка ценных бумаг полностью или частично ( в отдельных аспектах их деятельности) отнесено к компетенции различных ведомств. В итоге совокупное регулирование РЦБ в России осуществляется: ФКЦБ, Центральным банком России, Министерством финансов России, Антимонопольным комитетом, Госсналогслужбой и др. органами.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
ФКЦБ России создана в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 и является правопреемником Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. ФКЦБ России подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Комиссия является коллегиальным органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ России назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
ФКЦБ России разрабатывает основные направления развития фондового рынка, координирует деятельность государственных органов по вопросам его регулирования, устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами, лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке. В функции Комиссии входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями требований законодательства Российской Федерации, а также стандартов и правил, утвержденных ФКЦБ России.
Рекомендуем также почитать:
Сущность, формы проявления и причины инфляции, ее социально-экономические
последствия
Инфляция относится к системе общеэкономических категорий и проявляется в тех общественно-экономических формациях, в которых существуют товарно-денежные отношения. Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и сн ...
Основные тенденции развития розничных банковских услуг в зарубежных странах
По данным О.И.Лаврушина с начала 70-х гг. в Западных странах банки стали придавать ключевое значение всей системе своих взаимоотношений с клиентурой - как торгово-промышленной, так и частной. В плане взаимодействия с клиентами он включил два основных направления деятельности банков [30, с.35].
Пе ...
Анализ состояния формирования банковского капитала банковской системой
Республики Узбекистан и Узпромстройбанком
Анализ формирования банковского капитала рассмотрен на базе Узпромстройбанка. Тем не менее считаем необходимым привести показатели финансовой устойчивости в целом по банковской системе Республики Узбекистан.
Уровень достаточности капитала в целом по банковской системе превышает нормативные значен ...