Правовая основа деятельности ЦБ
Страница 1

Материалы » Организация деятельности Центрального Банка » Правовая основа деятельности ЦБ

Основными нормативными актами, регламентирующими деятельность ЦБ являются:

- Конституция;

- Федеральный закон о банках и банковской деятельности № 17-ФЗ;

- Федеральный закон о ЦБРФ № 86-ФЗ.

Конституция РФ устанавливает основные понятия в области взаимоотношения между физическими и юридическими лицами, их права и свободы.

Основополагающим законом в области банковского дела является Федеральный закон о банках и банковской деятельности. Данный закон устанавливает такие понятия как банк, банковская система, небанковские кредитные организации (КО), устанавливает перечень банковских операций, требующих лицензии, принципы взаимодействия банка, клиента и государства и тд.

Более подробную и четкую информацию о деятельности БР дает Федеральный закон о ЦБРФ. В настоящее время действует новая редакция закона (2002г.)

В настоящее время структура закона о ЦБ следующая: закон состоит из 16 глав и 99 статей. В законе описана организация наличного денежного обращения в России, организация безналичных расчетов, права и обязанности председателя БР и членов Совета директоров, операции, функции БР и тд.

Юридический статус БР – юридическое лицо, акционерное общество, единственным акционером которого является государство. БР имеет свою печать с гербом РФ и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов БР – г. Москва ул. Неглинная, д.12

Уставный капитал и иное имущество БР является федеральной собственностью, но БР имеет право распоряжаться им по своему усмотрению, включая золотовалютные резервы.

БР не отвечает по обязательствам государства, а государство по обязательствам БР. Все свои доходы БР осуществляет за счет своих доходов.

БР подотчетен в своей деятельности Государственной Думе:

1) Государственная Дума назначает и освобождает от должности председателя БР по представлению президента;

2) назначает и освобождает от должности членов Совета директоров по представлению президента БР, согласованному с президентом;

3) рассматривает основные направления ДКП;

4) рассматривает годовой отчет БР;

5) проводит парламентские слушания о деятельности БР с участием его представителей и тд.

Национальный банковский совет (НБС) – выбираемый коллегиальный орган БР. Численность национального банковского совета составляет 12 человек. Двое направляются Советом Федерации, трое Государственной Думой, трое президентом РФ, трое Правительством РФ и председатель БР.

Члены НБС не работают в БР на постоянной основе, кроме председателя. Председатель НБС избирается большинством голосов. НБС заседает не реже 1 раза в квартал. В компетенцию НБС входит:

- рассмотрение годового отчета БР;

- утверждение сметы расходов БР;

- рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы России;

- рассмотрение основных направлений ДКП;

- назначение главного аудитора БР и тд.

Отчетный период БР устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно. БР ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, предоставляет в Государственную Думу годовой отчет, который включает в себя:

- отчет о деятельности БР (в частности по проведению единой ДКП);

- анализ состояния экономики РФ;

- годовую финансовую отчетность БР (баланс, отчет о прибыли и убытках, отчет о распределении прибыли, отчет о движении капитала и т.д.)

- аудиторское заключение (аудит-проверка);

- заключение счетной палаты.

Внешний аудит БР осуществляют независимые аудиторы или аудиторские фирмы, которых назначает НБС. БР обязан предоставить аудиторам всю необходимую отчетность и информацию.

Оплата услуг независимых аудиторов осуществляется за счет собственных средств БР.

БР для реализации своих функций участвует в разработке экономической политики Правительства. Председатель БР участвует в заседаниях Правительства РФ и заседаниях Государственной Думы, касающихся вопросов экономической, финансовой и банковской деятельности.

Министр финансов (Кудрин) и министр торговли и экономического развития (Греф) имеют право принимать участие в заседаниях совета директоров БР.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также почитать:

Стратегия и направления эффективности управления и использования собственного капитала банка
Под стратегией управления собственным капиталом банка следует понимать ключевые направления достижения уровня адекватности капитала, необходимого для реализации корпоративной миссии банка. Можно выделить три типа стратегии управления собственным капиталом банка: 1. Стратегия управления, основной ...

Взаиморасчеты
Стремление воздействовать на негативные явления в экономике административным путем приводит к чрезмерной регламентации. В результате порождается путаница, а в некоторых случаях создаются вообще тупиковые ситуации, требующие очередных разъяснений. В этой связи хотелось бы проанализировать два норма ...

Управление портфелем ценных бумаг
Портфельные инвестиции связаны с формированием портфеля и представляют собой диверсифицированную совокупность вложений в различные виды финансовых активов. Портфель ценных бумаг– собранные воедино различные инвестиционные финансовые ценности, служащие инструментом для достижения конкретной инвести ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru