Правовая основа деятельности ЦБ
Страница 1

Материалы » Организация деятельности Центрального Банка » Правовая основа деятельности ЦБ

Основными нормативными актами, регламентирующими деятельность ЦБ являются:

- Конституция;

- Федеральный закон о банках и банковской деятельности № 17-ФЗ;

- Федеральный закон о ЦБРФ № 86-ФЗ.

Конституция РФ устанавливает основные понятия в области взаимоотношения между физическими и юридическими лицами, их права и свободы.

Основополагающим законом в области банковского дела является Федеральный закон о банках и банковской деятельности. Данный закон устанавливает такие понятия как банк, банковская система, небанковские кредитные организации (КО), устанавливает перечень банковских операций, требующих лицензии, принципы взаимодействия банка, клиента и государства и тд.

Более подробную и четкую информацию о деятельности БР дает Федеральный закон о ЦБРФ. В настоящее время действует новая редакция закона (2002г.)

В настоящее время структура закона о ЦБ следующая: закон состоит из 16 глав и 99 статей. В законе описана организация наличного денежного обращения в России, организация безналичных расчетов, права и обязанности председателя БР и членов Совета директоров, операции, функции БР и тд.

Юридический статус БР – юридическое лицо, акционерное общество, единственным акционером которого является государство. БР имеет свою печать с гербом РФ и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов БР – г. Москва ул. Неглинная, д.12

Уставный капитал и иное имущество БР является федеральной собственностью, но БР имеет право распоряжаться им по своему усмотрению, включая золотовалютные резервы.

БР не отвечает по обязательствам государства, а государство по обязательствам БР. Все свои доходы БР осуществляет за счет своих доходов.

БР подотчетен в своей деятельности Государственной Думе:

1) Государственная Дума назначает и освобождает от должности председателя БР по представлению президента;

2) назначает и освобождает от должности членов Совета директоров по представлению президента БР, согласованному с президентом;

3) рассматривает основные направления ДКП;

4) рассматривает годовой отчет БР;

5) проводит парламентские слушания о деятельности БР с участием его представителей и тд.

Национальный банковский совет (НБС) – выбираемый коллегиальный орган БР. Численность национального банковского совета составляет 12 человек. Двое направляются Советом Федерации, трое Государственной Думой, трое президентом РФ, трое Правительством РФ и председатель БР.

Члены НБС не работают в БР на постоянной основе, кроме председателя. Председатель НБС избирается большинством голосов. НБС заседает не реже 1 раза в квартал. В компетенцию НБС входит:

- рассмотрение годового отчета БР;

- утверждение сметы расходов БР;

- рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы России;

- рассмотрение основных направлений ДКП;

- назначение главного аудитора БР и тд.

Отчетный период БР устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно. БР ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, предоставляет в Государственную Думу годовой отчет, который включает в себя:

- отчет о деятельности БР (в частности по проведению единой ДКП);

- анализ состояния экономики РФ;

- годовую финансовую отчетность БР (баланс, отчет о прибыли и убытках, отчет о распределении прибыли, отчет о движении капитала и т.д.)

- аудиторское заключение (аудит-проверка);

- заключение счетной палаты.

Внешний аудит БР осуществляют независимые аудиторы или аудиторские фирмы, которых назначает НБС. БР обязан предоставить аудиторам всю необходимую отчетность и информацию.

Оплата услуг независимых аудиторов осуществляется за счет собственных средств БР.

БР для реализации своих функций участвует в разработке экономической политики Правительства. Председатель БР участвует в заседаниях Правительства РФ и заседаниях Государственной Думы, касающихся вопросов экономической, финансовой и банковской деятельности.

Министр финансов (Кудрин) и министр торговли и экономического развития (Греф) имеют право принимать участие в заседаниях совета директоров БР.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также почитать:

Оценка финансового состояния банка "ВТБ 24"
Оценка финансового состояния банка заключается в расчете величины его собственных средств (капитал), в определении достаточности этих средств, а также в определении ликвидности коммерческого банка. Банк "ВТБ 24" является ликвидным, так как суммы его наличных средств и других ликвидных ...

Рынок межбанковских кредитов в Украине
Рынок МБК несмотря на свое более раннее возникновение оставался в 1996 - 97 году наименее развитым из всех денежных рынков. Структуру рынка МБК можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 1. Среди коммерческих банков можно выделить три эшелона связей. Первый эшелон - это бывшие специ ...

Кризис банковской системы в 1987 г
Главная причина неудачи на первом этапе банковской реформы состояла в том, что она проводилась сверху, методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Коренная перестройка управления экономикой была начата лишь в 1987 году. Основными недостатками банковской системы, существовавшей до ...

Разделы сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru