Информационная база и основные показатели анализа кредитоспособности
Страница 2

Материалы » Методика анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка » Информационная база и основные показатели анализа кредитоспособности

Правильно собранная, полная и объективная информация о клиенте очень важна при формировании мнения банка о нем, анализе финансового состояния клиента, определении его потенциальных возможностей. Она служит основой для расчета основных показателей анализа кредитоспособности заемщика банка.

Исследование баланса предприятия может производиться двумя методами – вертикальным (исследование коэффициентов на основе текущего баланса) и горизонтальным (оценка тенденций для различных отчетных периодов).

Исследование финансового состояния предприятия в «вертикальной» плоскости заключается в обработке информации по последнему зафиксированному балансу, отчету о финансовых результатах, приложениям к годовому балансу предприятия и данным аналитического учета, ведущегося заемщиком по счетам дебиторов – кредиторов.

В рамках этого исследования осуществляется расчет параметров, которые наиболее полно, с экономической точки зрения, отражают состояние предприятия. Исследование может проводиться по следующим направлениям:

– абсолютные показатели;

– показатели финансовой устойчивости;

– показатели платежеспособности;

– показатели рентабельности;

– показатели деловой активности.

Рассматриваемые ниже показатели свидетельствуют о соответствии предприятия определенным критериям, однако сами критерии (их количественная оценка) находятся в зависимости от отрасли, региона и размера предприятия. Размер предприятия косвенным образом определяется по абсолютным показателям.

Абсолютные показатели определяют в абсолютном выражении значения активов, собственных активов и собственных средств предприятия-эмитента. Осуществлять сравнение количественных показателей можно только для предприятий, имеющих одинаковый порядок величин абсолютных показателей.

Показатели группы оценки финансовой устойчивости характеризуют степень защищенности интересов инвесторов и кредиторов. Базой для расчетов является стоимость имущества.

Важнейшим показателем данной группы является коэффициент независимости, который показывает долю собственных средств в стоимости имущества предприятия. Достаточно высоким считается уровень > 0,4. В этом случае риск кредиторов сведен к минимуму.

Соотношение заемных и собственных средств определяет зависимость от внешних займов. Чем больше значение этого показателя, тем выше степень риска акционеров. Допустимое значение показателя 0,3 – 1. За критическое значение показателя принимают единицу. Превышение суммы задолженности над суммой собственных средств сигнализирует о том, что финансовая устойчивость предприятия вызывает сомнение. Однако, следует учитывать, что в отношении данного параметра критерии носят скорее рекомендательный характер и могут сильно отличаться для предприятий с различными видами деятельности. Для торговых предприятий данный коэффициент может иметь значения значительно больше 1.

Показатели платежеспособности отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность своими легкореализуемыми средствами. При исчислении этих показателей за базу расчета принимаются краткосрочные обязательства. Основными рассчитываемыми показателями в данной группе являются следующие:

Коэффициент покрытия общий. Данный коэффициент определяется из соображения, что ликвидных средств должно быть достаточно для выполнения краткосрочных обязательств, т.е. значение показателя не должно опускаться ниже 1, оптимальным считается коэффициент равный 2.

Промежуточный коэффициент покрытия. Наибольший интерес этот коэффициент представляет для держателей акций.

Коэффициент абсолютной ликвидности. Этот показатель наиболее важен для поставщиков материальных ресурсов и для банка, кредитующего предприятие. Допустимым считается коэффициент равный 0,1. Если коэффициент больше 0,5 – платежеспособность высокая.

Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность деятельности компании, рассчитываются как отношение балансовой прибыли к различным группам источников средств.

Коэффициент рентабельности продаж определяет, сколько чистой прибыли получено с 1 рубля выручки предприятия. Нормативные значения коэффициентов рентабельности значительно дифференцированы по отраслям, видам производства и технологии изготовления продукции, поэтому для оценки рентабельности следует проследить динамику показателей за ряд периодов. Рост рентабельности свидетельствует об увеличении прибыльности, укреплении финансового благополучия.

Рентабельность основной деятельности определяет, сколько чистой прибыли получено с 1 рубля затрат на производство. При эффективно организованном производстве данный показатель должен расти.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также почитать:

Регулирование кредитной деятельности
Первоочередным законодательным актом, регулирующим банковскую, в том числе и кредитную деятельность в Казахстане, является Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 7 июля 1998 года. Так, в статье 34 закона дается опре ...

Денежно-кредитное регулирование в России
Денежно-кредитное регулирование экономики России осуществляется Центральным банком РФ (Банк России) путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. Банк России устанавливает для банк ...

Предварительная оценка имущества хозяйствующего субъекта и источников его формирования
Предварительная оценка имущества хозяйствующего субъекта начинается с составления и анализа сравнительного аналитического баланса (см. таблицу 2. приложение 3). Изучив состав и структуру имущества хозяйствующего субъекта по данным сравнительного аналитического баланса (см. таблицу 1) видно, что з ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru