Информационная база и основные показатели анализа кредитоспособности
Страница 2

Материалы » Методика анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка » Информационная база и основные показатели анализа кредитоспособности

Правильно собранная, полная и объективная информация о клиенте очень важна при формировании мнения банка о нем, анализе финансового состояния клиента, определении его потенциальных возможностей. Она служит основой для расчета основных показателей анализа кредитоспособности заемщика банка.

Исследование баланса предприятия может производиться двумя методами – вертикальным (исследование коэффициентов на основе текущего баланса) и горизонтальным (оценка тенденций для различных отчетных периодов).

Исследование финансового состояния предприятия в «вертикальной» плоскости заключается в обработке информации по последнему зафиксированному балансу, отчету о финансовых результатах, приложениям к годовому балансу предприятия и данным аналитического учета, ведущегося заемщиком по счетам дебиторов – кредиторов.

В рамках этого исследования осуществляется расчет параметров, которые наиболее полно, с экономической точки зрения, отражают состояние предприятия. Исследование может проводиться по следующим направлениям:

– абсолютные показатели;

– показатели финансовой устойчивости;

– показатели платежеспособности;

– показатели рентабельности;

– показатели деловой активности.

Рассматриваемые ниже показатели свидетельствуют о соответствии предприятия определенным критериям, однако сами критерии (их количественная оценка) находятся в зависимости от отрасли, региона и размера предприятия. Размер предприятия косвенным образом определяется по абсолютным показателям.

Абсолютные показатели определяют в абсолютном выражении значения активов, собственных активов и собственных средств предприятия-эмитента. Осуществлять сравнение количественных показателей можно только для предприятий, имеющих одинаковый порядок величин абсолютных показателей.

Показатели группы оценки финансовой устойчивости характеризуют степень защищенности интересов инвесторов и кредиторов. Базой для расчетов является стоимость имущества.

Важнейшим показателем данной группы является коэффициент независимости, который показывает долю собственных средств в стоимости имущества предприятия. Достаточно высоким считается уровень > 0,4. В этом случае риск кредиторов сведен к минимуму.

Соотношение заемных и собственных средств определяет зависимость от внешних займов. Чем больше значение этого показателя, тем выше степень риска акционеров. Допустимое значение показателя 0,3 – 1. За критическое значение показателя принимают единицу. Превышение суммы задолженности над суммой собственных средств сигнализирует о том, что финансовая устойчивость предприятия вызывает сомнение. Однако, следует учитывать, что в отношении данного параметра критерии носят скорее рекомендательный характер и могут сильно отличаться для предприятий с различными видами деятельности. Для торговых предприятий данный коэффициент может иметь значения значительно больше 1.

Показатели платежеспособности отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность своими легкореализуемыми средствами. При исчислении этих показателей за базу расчета принимаются краткосрочные обязательства. Основными рассчитываемыми показателями в данной группе являются следующие:

Коэффициент покрытия общий. Данный коэффициент определяется из соображения, что ликвидных средств должно быть достаточно для выполнения краткосрочных обязательств, т.е. значение показателя не должно опускаться ниже 1, оптимальным считается коэффициент равный 2.

Промежуточный коэффициент покрытия. Наибольший интерес этот коэффициент представляет для держателей акций.

Коэффициент абсолютной ликвидности. Этот показатель наиболее важен для поставщиков материальных ресурсов и для банка, кредитующего предприятие. Допустимым считается коэффициент равный 0,1. Если коэффициент больше 0,5 – платежеспособность высокая.

Коэффициенты рентабельности характеризуют прибыльность деятельности компании, рассчитываются как отношение балансовой прибыли к различным группам источников средств.

Коэффициент рентабельности продаж определяет, сколько чистой прибыли получено с 1 рубля выручки предприятия. Нормативные значения коэффициентов рентабельности значительно дифференцированы по отраслям, видам производства и технологии изготовления продукции, поэтому для оценки рентабельности следует проследить динамику показателей за ряд периодов. Рост рентабельности свидетельствует об увеличении прибыльности, укреплении финансового благополучия.

Рентабельность основной деятельности определяет, сколько чистой прибыли получено с 1 рубля затрат на производство. При эффективно организованном производстве данный показатель должен расти.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также почитать:

Позиционирование банка на финансовом рынке
По итогам января 2005г. ОАО «Тюменьэнергобанк» занимает 37 место среди 42 крупнейших банков России. Оценка ОАО «Тюменьэнергобанк» равна 3 баллам, что соответствует среднему уровню кредитного риска, свидетельствует о его удовлетворительной финансовой устойчивости и платежеспособности, а также о воз ...

Пассивное управление
Пассивное управление акциями. Теоретическая состоятельность пассивного метода опирается на ряд идей, выдвинутых за последние 50 лет, получивших общее название современная теория портфеля. Те, кто разработал эту теорию, действовали в ответ на классический стиль активного управления, при котором упр ...

Мировые фондовые биржи, особенности их функционирования
Фондовая биржа возникла в эпоху первоначального накопления капитала. Появление бирж (нидерл. «beurs» - «кошелёк») связывают с деятельностью семейства Берза из Брюгге, на фамильном гербе которого были изображены 3 кошелька. Первая торговая биржа возникла в Антверпене в 1531 г., а первая фондовая би ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru