Эта схема утратила популярность к началу 2003 г., когда в силу вступили поправки к Налоговому кодексу (НК), принятые Государственной думой в мае 2002 г. Если раньше при досрочном расторжении договора по ДСЖ (сроком не менее пяти лет) клиент получал выплату и не платил при этом 13-процентный подоходный налог, то с 2003 г. налог приходится платить.
После принятия поправок многие СК объявили, что отказываются от "схемного" страхования, и его доля по отношению к общей сумме сборов страховщиков несколько снизилась. Но ненадолго — страховщики придумали новые "серые" схемы.
Оценка реальных масштабов данного негативного явления представляется достаточно сложной методологической задачей в связи с тем, что в настоящее время на практике компаниями используются различные варианты таких схем, финансовые условия и результаты действия которых представляют достаточно сложный объект количественного анализа.
Данная тенденция – рост страхования жизни за счет псевдострахования при снижении реального сектора прослеживается и в 2005 году. В мае 2006 года вышло ежегодное исследование "Страховой рынок России: отчетные и реальные показатели 2005", проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения "ВЦИОМ" и Агентством массовых страховых коммуникаций "АМСКОМ", в котором уделено внимание не только показателям деятельности страховых компаний, но и вопросу изучения страхователей-физических и юридических лиц.
При описании страхового рынка авторы исследования использовали модель его деления натри больших сегмента: обязательное страхование, включая ОСАГО, реальный рынок добровольного страхования (конкурентный и кэптивный рынок) и иная финансовая деятельность (схемы). В работе не рассматривалась инвестиционная деятельность страховых компаний.
В 2004 г. структура страхового рынка России претерпела существенные изменения. Доля схем сократилась с 48,2% в 2003 г. до 40,4% в 2004 г., в то же время доля обязательного страхования, наоборот, выросла с 19,6% до 31,9%.
Таблица 10 Действительная структура страхового рынка в 2004 г.
Сегмент страхового рынка РФ |
Взносы, млрд. дол. |
Доля, % |
Годовой прирост, % |
Нестраховая финансовая деятельность по страхованию жизни |
3,5 |
20,8% |
-27,1 |
Нестраховая финансовая деятельность по иным видам страхования |
3,3 |
19,6% |
57,1 |
Конкурентный рынок реального страхования |
2,75 |
16,4% |
64,4 |
Кэлтивное страхование |
1,85 |
11,0% |
2,5 |
ОСАГО |
1,76 |
10,5 |
120 |
Обязательное страхование |
3,6 |
21,4 |
40 |
Всего* |
16.8 |
100 |
17,5 |
При этом доля реального рынка добровольного страхования, которое включает рынок конкурентного и кэптивного страхования, остался практически на прежнем уровне - 27,4% (28% в 2003 г.), т.е. страховой рынок рос в основном за счет ОСАГО.
Но в 2005 г., поданным ВЦИОМа, реальный рынок добровольного страхования имеет неплохой потенциал роста, связанный с возможным увеличением спроса со стороны физических лиц. По оптимистическим прогнозам спрос может увеличиться на 36,4%, по пессимистическим — на 11,3%, но наиболее вероятен прогноз роста в 24,3%. Такого мнения придерживаются и некоторые страховщики, принявшие участие в обсуждении этих данных. Так, генеральный директор СК "Коместра-Центр" Е.П. Май-борода прогнозировал рост на уровне 20%, что будет обеспечиваться кросс-продажами, развитием долгосрочного накопительного страхования жизни и сохраняющимся увеличением макроэкономических показателей.
Рекомендуем также почитать:
Понятие, характеристики и определение риска
Производство является материальной основой человеческого бытия в определенной общественной форме. По этой причине человек и природа взаимосвязаны. С одной стороны, человек воздействует на природу, а с другой – приспосабливает ее к своим нуждам. Современный научно-технический прогресс облегчает осв ...
Статус, функции и структура Банка России
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). С ...
Динамика выпуска пластиковых карт в ОАО «МДМ Банк»
ОАО «МДМ Банк» – один из крупнейших банков России, предлагающий универсальную линейку продуктов и услуг как для корпоративных клиентов, так и для частных лиц. ОАО «МДМ Банк» предлагает своим клиентам финансовые продукты и услуги из линеек двух банков: комплексное обслуживание корпоративных клиенто ...