Информационное обеспечение оценки кредитоспособности
Страница 2

Материалы » Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки » Информационное обеспечение оценки кредитоспособности

Исходная информация имеет особенности в зависимости от отраслевой и технологической специфики производства. Исходные материалы для анализа обычно оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок по соответствующим разделам.

Проблемами формирования исходной информации для оценки кредитоспособности предприятия могут быть:

1 отсутствие полного объема необходимой информации;

2 невозможность проверки достоверности имеющейся информации;

3 недостаточная детализация нужной информации для выполнения сравнительного анализа по отдельным направлениям.

Качество анализа и достоверность аналитических выводов будут зависеть, прежде всего, от качества отчетных материалов. Ошибки, неувязки и все другие недостатки, содержащиеся в отчетности, неизбежно отразятся на аналитических расчетах и сделают результаты оценки несостоятельными. Поэтому предварительным условием анализа является тщательная проверка всех привлекаемых к анализу материалов. Подготовка данных к анализу состоит главным образом в их проверке. Особое внимание при проверке отчетных материалов следует обращать на полноту отчета и его соответствие установленным формам, взаимную увязку показателей, на сопоставимость и преемственность отчетных показателей по сравнению с бизнес-планом и предыдущими периодами. Предварительная проверка данных отчетности осуществляется с целью выявления отдельных ошибок и неточностей.

В бухгалтерском учете и отчетности находят выражение наиболее представительные источники информации для оценки кредитоспособности заемщика[8]. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности позволяет выявить основные тенденции в имущественном и финансовом состоянии предприятия и принять необходимые меры по его улучшению, но помимо учетной аналитической информации существуют внеучетные источники информации. К ним относят:

1. материалы внешнего и внутреннего аудита;

2. материалы проверок налоговой службы;

3. объяснительные и докладные записки;

4. данные фондового рынка о котировке акций данного предприятия;

5. материалы, полученные в результате личных контактов с исполнителями.

Важнейшее требование, предъявляемое к информации, получаемой из данных учета и отчетности – это объективность отражения хозяйственных процессов. Единство информации, поступающей из плановых и учетных источников позволяет аналитику сравнить те или иные показатели и выявить отклонения от плановых (нормативных) параметров, например по бюджетам доходов и расходов, движению денежных средств и др.

На сегодняшний день установлены единые формы бухгалтерской отчетности для всех предприятий и коммерческих организаций, приближенные к международным стандартам, что создает условия для унификации аналитической работы. Предприятия различных организационно-правовых форм составляют бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках по единым формам, что предполагает применение общих принципов учета.

Финансовый бухгалтерский учет и отчетность предполагают, кроме составления баланса, представление соответствующим организациям и акционерам отчета о финансовых результатах и их использовании. В этом отчете необходимо проверить и изучить следующие разделы: 1. Финансовые результаты. 2. Использование прибыли. 3. Платежи в бюджет.

Важное аналитическое значение имеет ряд приложений к балансу. К ним относятся приложения, характеризующие: движение фондов, движение заемных средств, дебиторскую и кредиторскую задолженность, состав нематериальных активов на конец года, финансовые вложения, движение валютных средств.

К годовому бухгалтерскому отчету предприятия (за исключением малого) прилагается пояснительная записка, в которой характеризуются основные факторы, повлиявшие в отчетном году на результаты производственно-коммерческой деятельности. В ней освещается не только финансовое состояние, но и решение по итогам рассмотрения акционерами годового бухгалтерского отчета и порядка распределения чистой прибыли.

Тщательная проверка, изучение и подготовка вышеперечисленных документов, содержащих необходимую аналитическую информацию – это обязательное условие проведения оценки кредитоспособности предприятия.

Первым источником информации для оценки кредитоспособности хозяйственных организаций должен служить их баланс с объяснительной запиской к нему[9]. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего заключения о кредитоспособности клиентов банка балансовых сведений недостаточно. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время, как для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать: данные оперативного учета, сведения, накапливаемые в банках, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также почитать:

Оценка ресурсоемкости вариантов
Общая ресурсоемкость варианта реализации стратегии привлечения денежных средств населения на срочные депозиты определяется суммированием затрат ОАО «Тюменьэнергобанк» на непосредственное проведение депозитных операций в течение двух лет и расходов, связанных с выплатой вкладчикам процентов за пред ...

Основные индексы и методы анализа фондовой биржи
Фондовые индексы имеют большое значение и необходимы для того, чтобы отражать тенденции изменения цен на фондовом рынке. Фондовый индекс - это специальным образом взвешенное значение отношений текущих значений курсов ценных бумаг к некоторым базисным значениям. Он рассчитывается на основе определё ...

Основные тенденции развития розничных банковских услуг в зарубежных странах
По данным О.И.Лаврушина с начала 70-х гг. в Западных странах банки стали придавать ключевое значение всей системе своих взаимоотношений с клиентурой - как торгово-промышленной, так и частной. В плане взаимодействия с клиентами он включил два основных направления деятельности банков [30, с.35]. Пе ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru