Розничная банковская услуга, её специфика и виды
Страница 1

Материалы » Особенности розничных банковских услуг и пути их совершенствования » Розничная банковская услуга, её специфика и виды

Количество разнообразных услуг, оказываемых кредитными организациями, возрастает с появлением трастовых, факторинговых и лизинговых операций. Банковская операция – одна из старых областей предпринимательства в мире, которая отражает функции банков. Некоторые операции носят финансово-кредитный характер, и поэтому их могут выполнять как банки, так и небанковские кредитно-финансовые организации.

В Статье 5 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» приводится перечень банковских операций и других сделок, осуществляемые кредитными организациями. В частности к основным операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Таким образом, в Законе, регулирующем банковскую деятельность в РФ, понятие «розничные банковские услуги», механизм её реализации не приводится, усматривая это, как составная часть банковских услуг.

Тем не менее, перечень услуг, оказываемых кредитными организациями, может быть значительно расширен в результате интерпретации 4 абзаца приведенной выше статьи, где приводится, что «кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации». Дальнейшее развитие и уточнение банковских сделок приводится в пункте 1 Гражданского кодекса РФ. В данном документе перечень услуг банка трактуется как «возмездные услуги», виды которых приведены в Главе 39 указанного кодекса.

Для кредитных организаций законодательство ограничивает перечень «возмездных услуг», которые они могут оказывать. Кроме видов услуг, поименованных в Главах 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 Гражданского Кодекса РФ, согласно Главе 39 того же документа, банки могут оказывать «разнообразные услуги» по договорам для извлечения дохода. К их числу можно и отнести и розничные банковские услуги, тем более, что договор возмездного оказания услуг, приведенный в Положении пункта 1 статьи 779, признаны не противоречащими Конституции РФ [1]. Такой вердикт вынесен поскольку, в системе действующего правового регулирования отношений по возмездному оказанию правовых услуг, ими не предполагается удовлетворение требований исполнителя о выплате вознаграждения по договору возмездного оказания услуг.

При исследовании мирового опыта развития банковских услуг отечественные и зарубежные ученые уделяют большое внимание определению основных терминов и понятий, используемых в международной и российской банковской практике.

В банковской терминологии очень часто встречаются два схожих понятия: банковская операция и банковский продукт (услуга).

В.М. Усоскин считает коммерческие банки финансовыми посредниками, обеспечивающими механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала в обществе [41]. При этом он выделяет следующие основные банковские операции: прием депозитов, выдача кредитов и осуществление денежных платежей и расчетов. О.И. Лаврушин [29] рассматривает банковские операции как проявление банковских функций на практике, а банковские услуги как одну или несколько операций банка, удовлетворяющих определенные потребности клиента и обеспечивающих проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату, что совпадает с определением банковской услуги данным А.И. Жуковым.

В свою очередь, Е.Ф. Жуков [23] подразделяет банковские операции на активные и пассивные и причисляет к финансовым услугам банков такие виды деятельности как лизинг, факторинг, форфейтинг, трастовые операции.

Е.Б. Ширинская относит консультационные услуги банков к забалансовым операциям, поскольку их предоставление не ведет к росту активов и пассивов, а оплата представляет собой комиссионное вознаграждение [49].

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также почитать:

Анализ системы организации банковского обслуживания пластиковыми картами
Реализация товаров и услуг - важнейший этап деятельности любого предприятия, работающего в условиях рынка. Банковское дело как вид предпринимательской деятельности не составляет исключения. Целью политики руководства Сбербанка и работы всех его служб является привлечение клиентуры, расширение сфе ...

Организационная и функциональная структуры БР
Одним из объектов управления и в то же время его инструментом является организационная структура. Организационная структура представляет собой вертикальный срез структуры банка, включающий иерархию, т.е. соподчиненность. ЦБРФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой упр ...

Теоретические аспекты потребительского кредитования
Изобретение кредита является гениальным открытием человечества наряду с появлением денег. Он выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют крупные предприятия, объединения, малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры, г ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru