Что касается брокеров, дилеров и других финансовых институтов, то здесь ситуация аналогична. Если до 1998 года их число увеличивалось из года в год, то после кризиса остались только те, кто смог преодолеть его последствия. И, как правило, крупнейшие брокеры-дилеры страны находятся в Москве.
Теперь посмотрим, какие ценные бумаги являются наиболее популярными среди наших инвесторов. Можно с большой долей вероятности утверждать, что клиенты, имеющие небольшие денежные средства торгуют, в основном, акциями российских предприятий. Кроме рынка акций в последние года два быстрыми темпами развивается рынок корпоративных и муниципальных облигаций.
Что касается рынка государственных ценных бумаг, то в после кризисный период он стал выполнять очень важную функцию в регулировании денежной ликвидности. Ставки доходности стали носить более «рыночный» характер, и в этом большая заслуга Банка России. Кроме того, если до кризиса 1998 года новые выпуски ГКО-ОФЗ предназначались, в основном, для погашения ранее выпущенных облигаций, то в настоящий момент цели, которые ставятся перед рынком, несколько иные. Во-первых, это ориентир по процентным ставкам.
Во-вторых, важная задача рынка внутреннего долга в настоящее время – предоставить участникам ликвидный инструмент для вложений в период высоких остатков денежных средств, позволяющий быстро и, главное, практически безболезненно высвободить ресурсы во время перебоев с активами. Это придает большую устойчивость этому рынку.
Несмотря на то, что на российском рынке обращаются ценные бумаги более 300 эмитентов, весь оборот по сделкам складывается в основном вокруг нескольких из них, которые входят в группу, так называемых, «голубых фишек». «Голубые фишки» - это наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги, по которым всегда есть спрос и предложение. К голубым фишкам относятся, в частности, акции РАО ЕЭС, Лукойла, Сбербанка, Ростелекома, Юкоса, Сургутнефегаза, Газпрома, Сургунефтегаза, Норильского Никеля, Сибнефти. Из корпоративных облигаций – это облигации АЛРОСА, Газпрома, РАО ЕЭС, Вымпелком-Финанс и др. Как мы уже отмечали ранее, контроль со стороны государства на фондовом рынке осуществляется с помощью Федеральной комиссией по ценным бумагам и Банка России. ФКЦБ является не только законотворческим и регулирующим органом, но основным лицензирующим органом на российском рынке ценных бумаг.
Также, одним из способов управления рынком и преодоления недостатков законов, а иногда и просто их отсутствия, является создание саморегулируемых организаций. Участники рынка, заинтересованные в наличии четких внутренних правил, развитии добросовестной конкуренции, объединяются в профессиональные организации. Правила и решения этих организаций становятся обязательными для всех их членов. Одним из преимуществ управления рынком саморегулируемыми организациями является то, что только непосредственные участники могут контролировать деятельность на рынке и своевременно предупреждать нарушения.
В России такой организаций стали НФА (Национальная фондовая ассоциация), объединяющая в своих рядах около 200 кредитных организаций, имеющих лицензии проф.участников, и НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка), объединяющая около 800 проф.участников – некредитных организаций.
Кризис 1998 года стал поворотным в истории развития фондового рынка. Он окончательно расставил приоритеты развития рынка, выявил многие его недостатки и создал благоприятную почву для формирования нового, образованного, подкованного теоретически, и в то же время, осторожного инвестора.
Рекомендуем также почитать:
Курсовая стоимость
Каждая ценная бумага имеет определенную курсовую стоимость на биржевом или внебиржевом рынке. Курсовая стоимость отражает реальную стоимость ценной бумаги, поэтому она может отличаться от номинальной во много раз. Динамика курсовой стоимости показывает как меняются предпочтения участников рынка ц ...
Факторинг
Банк, осуществляя обслуживание клиентов, может оказывать им факторинговые услуги. Факторинг представляет собой переуступку банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации продукции (товаров, работ, услуг), и является разновидностью торгово-комиссионной ...
Влияние семейного
положения на смертность
Проводимое исследование выявило влияние семейного положения на смертность, что учитывается при расчете актуарных расчетов в полисах.
Для анализа влияния семейного положения использовались статистические данные о популяционной смертности в США в течение года в группах из 1000 человек для пятилетни ...