Годом основания старейшего банка страны считается 1841 год, когда император Николай I одобрил устав сберегательных касс и повелел учредить сберегательные кассы при Петербургской и Московской сохранных казнах. Кассы эти создавались «для приема небольших сумм на сохранение с приращением процентов, для доставления через то недостаточным всякого звания людям средств к сбережению, верным и выгодным образом, малых остатков от расходов, в запас на будущие надобности». Уставом был установлен размер вкладов, принимаемых за один раз (от 50 копеек до 10 рублей), процентная ставка по вкладу — 4% годовых, а также единственный день, когда совершались операции по вкладам - таким днем оказалось воскресенье. На внесенные деньги вкладчику выдавалась сберегательная книжка — «удостоверение из нескольких листов особо приготовленной бумаги, с внутренними знаками, печатным нумером и штемпелем Сберегательной кассы».
Первая сберегательная касса в Петербурге открылась 1 марта 1842 года, а первым вкладчиком стал надворный советник, помощник директора экспедиции Санкт-Петербургской ссудной казны Николай Антонович Кристофари. На свой счет он внес 10 рублей и получил сберегательную книжку под № 1.
Правительственные учреждения проводили масштабную разъяснительную работу о пользе сберегательных касс, выпускали агитационные (практически рекламные) брошюры о преимуществах хранения средств на сберегательном счете. И постепенно количество российских вкладчиков начало увеличиваться: если в 1842 году московская касса ежедневно обслуживала в среднем 70 вкладчиков, то к 1860 году — уже более 500 человек в день. Среди вкладчиков Банка были представители всех сословий России — военные и гражданские чиновники, купцы и мещане, крестьяне и дворовые.
После революции 1917г., когда к власти пришло правительство большевиков, сберкассы были сохранены. В течение советского периода система сберкасс успешно функционировала как единственная кредитная организация Советского Союза. Разветвленная филиальная сеть Сбербанка является наследием эпохи СССР. В 1988г. система Государственных трудовых сберегательных касс была преобразована в Сберегательный банк СССР. В мае 1989г. банк начал выпуск пластиковых карт.
В качестве акционерного общества открытого типа Сберегательный банк РФ (Сбербанк России) был создан 20 июня 1991г.
В 1997г. Сбербанк впервые привлек крупнейший для российского банковского сектора кредит от западных банков на 225 млн. долл.
По окончании финансового кризиса 1998г. Сбербанк изменил структуру размещения средств, направив свою деятельность в реальный сектор экономики. К началу 1999г. 50% средств его кредитного портфеля приходилось на промышленность и строительство. Впоследствии, в посткризисный период доля отраслей реальной экономики в кредитном портфеле Сбербанка повысилась - с 55 до 90%. Объем инвестиционных кредитов к началу 2001г. составил 35 млрд. руб.
Сейчас Сбербанк России как самый крупный банк России, работающий для 70 миллионов вкладчиков и 240 тысяч акционеров, в полной мере осознает свою роль в экономике и понимает необходимость соблюдения баланса между интересами акционеров и клиентов, с одной стороны, и интересами страны в целом, с другой стороны.
Сбербанк России, несмотря на сложные условия и существенно возросшую нагрузку на Банк, его сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и юридическим лицам, предприятиям крупного, малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики.
Рекомендуем также почитать:
Операции проводимые банками Республики Беларусь
Коммерческие банки выполняют различные операции по обслуживанию своих клиентов. Все операции коммерческих банков обычно делят на три группы:
1. пассивные операции - это операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. К ним относятс ...
Права и обязанности финансового омбудсмена в Российской Федерации
коммерческий банк правовой
В России инициатором создания института внесудебного рассмотрения споров с участием физических лиц – клиентов кредитных организаций выступила Ассоциация российских банков (АРБ).
В 2002 г. в «Кодексе этических принципов банковского дела», утвержденном АРБ, было впервые ...
Методология анализа прибыли коммерческого банка
Прибыль представляет из себя объективный показатель, характеризующий состояние банка на каждом этапе его развития. Получение прибыли является основной целью предпринимательской деятельности, которая свидетельствует не только о финансовом потенциале банка, а также позволяет оценить его конкурентосп ...