Проблемы развития страхового рынка обнажились в результате пожаров и засух летом 2010г. Дело в том, что только 15% домов, сгоревших в результате лесных пожаров, были застрахованы от этого риска. Только 20% от сгоревших летом посевных земель были застрахованы организациями. Таким образом, страхованием пренебрегают не только россияне, но и компании. Для того чтобы ликвидировать последствия стихийных бедствий, нужен достаточно типичный набор страховых рисков. Но у нас, в связи со слабым развитием страхового рынка, этим приходится заниматься государству. По словам президента, развитие страхового рынка является важным индикатором для инвесторов, а у нас этот рынок "не соответствует мировым стандартам".
Президент Дмитрий Медведев поручил правительству продумать как повысить доверие граждан к страховщикам и создать в России культуру добровольного страхования жизни и имущества, разработать комплекс мер, направленных на стимулирование интереса граждан к добровольному страхованию жизни, здоровья и имущества В частности, поручено продумать введение в нормативных актах обязательных примеров договоров по основным видам личного и имущественного страхования. Оценка ущерба жизни и здоровья должна быть унифицирована и приведена в соответствие с международной практикой.
7 апреля Госдума приняла во втором чтении поправки к закону об организации страхового дела, предусматривающие повышение минимального размера уставного капитала страховщиков вчетверо - до 120 млн. руб. С 1 января 2012 г. минимальный размер уставного капитала страховой компании увеличивается до 120 млн. руб. с сохранением действующих повышающих коэффициентов по видам деятельности. Таким образом, минимальный капитал страховщика имущества составит 120 млн. руб., страховщика жизни – 240 млн., перестраховщика или компании, сочетающей страхование с перестрахованием, - 480 млн. руб. Минимальный капитал компаний, специализирующихся на обязательном или добровольном медицинском страховании, остается равным сегодняшним 30 млн. руб. Поправки также увеличивают срок на принятие решения о выдаче лицензии с сегодняшних 60 дней до 120 дней. Срок на принятие решений в отношении лицензий на дополнительные виды страхования и на перестрахование остается равным 60 дням. Помимо этого, предложено дополнить пакет документов, необходимых для получения лицензии. Так, соискатели должны будут подтверждать источники происхождения денег, которые вносят в уставный капитал страховщика учредители. Законопроект накладывает дополнительные ограничения на страховщиков, к которым применены лицензионные санкции. Изменить наименование, место нахождения и почтовый адрес, провести реорганизацию, открыть представительство или филиал в период ограничения или приостановления лицензии страховщик сможет только с предварительного разрешения ФССН. Все эти меры направлены на укрепление системы страхования, ненадёжные страховщики уйдут с рынка или "пересмотрят свои взгляды" и проведут соответствующие реформы.
Что касается перспектив развития страхования в России, хотелось бы отметить что они, конечно, есть, прежде всего, это связано с тем, что ещё много предстоит сделать. Страховой сектор в России находится на стадии становления, поэтому необходимо понимать и соизмерять возможности. Принудительное и скоротечное введение в законодательную базу правил страхования и реформирование этого сектора по прототипу западных образцов приведёт к обратному эффекту. Необходимо чётко спланированная, хорошо продуманная и своевременная реформа, которая бы соответствовала потребностям, возможностям существующей системы. Необходимо учитывать и общеэкономическое развитие страны, а также возможность населения справляться со страховой нагрузкой. Развивать страховой рынок – это значит делать его более привлекательным для населения (непосредственных потребителей). Необходимо построение отлаженной системы страхования, которая бы не перекладывала всю нагрузку на страхователя, страховщики не должны завышать оценку риска, что происходит сейчас в России. Следствием этого является высокая стоимость страховых услуг, которая приводит к бессмысленности страхования. Попыткой развития страхования, можно назвать, введение обязательного страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), причём это весьма удачная попытка. Когда нововведение только появилось, многие говорили, что люди не станут покупать страховку. Однако сегодняшние результаты доказывают, что россияне продемонстрировали высокую степень социальной ответственности - более 70% автолюбителей приобрели полисы ОСАГО. Обязательное страхование не конкурирует с добровольным, более того, они дополняют друг друга - так, ОСАГО не делает добровольное страхование автомобиля невыгодным для клиента. Сейчас чиновники рассматривают возможность введения обязательного страхования недвижимости, но пока это ещё неоднозначно, так как необходимы соответствующие законодательные изменения, которые противоречат существующим законам. Скорое введение таких изменений не будет соответствовать уровню развития экономики и рынка страхования, поэтому ожидаемого эффекта, вряд ли можно будет увидеть.
Рекомендуем также почитать:
Кризис банковской системы в 1987 г
Главная причина неудачи на первом этапе банковской реформы состояла в том, что она проводилась сверху, методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Коренная перестройка управления экономикой была начата лишь в 1987 году.
Основными недостатками банковской системы, существовавшей до ...
Анализ собственного капитала АО «Альянс банк»
По состоянию за 2009 г. активы банка составили 150 млрд. тенге, собственный капитал – более 23 млрд. тенге. Рост активов банка в 2009 году превысил 74%. Рост ссудного портфеля АО «Альянс Банк» составляет 40 млрд. тенге, увеличившись с начала 2009 года на 66%. Половину этой суммы составляют займы м ...
Разработка предложений по совершенствованию организации
обслуживания банковскими картами и услугами на их основе
В банковском деле во всемирном масштабе последние два десятка лет происходят интенсивные изменения. Особенно эти тенденции проявили себя в последнее десятилетие на волне бума IT-индустрии.
Как следствие снижается стоимость обработки, передачи и хранения информации. К процессингу карточных операци ...