- в части текущих активов – сокращение избыточных запасов ТМЗ, введение системы строгого контроля за покупкой сырья и материалов, ускорение взимания дебиторской задолженности и т.д.,
- в части долгосрочных активов – реализация неиспользуемых, излишних и устаревших машин и оборудования, продажа или передача в аренду производственных и других технологических линий, не приносящих в настоящий момент прибыли и т.д.,
- в части маркетинга – поиск и расширение доли рынка, новых рентабельных продуктов и услуг с учетом спроса на данный момент;
- в части выпуска продукции – сохранение или изменение структуры выпускаемой продукции в зависимости от ее конкурентоспособности, ассортимента и прибыльности и т.д.
В ходе глубокого мониторинга необходима обязательная проверка фактического наличия и технического состояния залогового имущества, условий его хранения, сохранность, покупательский спрос, а также конъюнктура рынка с учетом рыночной стоимости и местонахождения залогового имущества. Результаты проведенного глубокого мониторинга отражаются в отчете.
Тревожные сигналы
Одной из главных задач мониторинга является выявление тревожных сигналов, то есть признаков того, что у заемщика могут появиться затруднения с погашением кредита.
Тревожные сигналы могут представлять собой как финансовые признаки (связанные с финансово-хозяйственной деятельностью заемщика), так и нефинансовые признаки (не связанные прямо с финансово-хозяйственной деятельностью заемщика, но свидетельствующие о возможности наступления дефолта).
Тревожные сигналы обнаруживаются путем:
- анализа финансовых отчетов;
- личных контактов с заемщиком;
- сообщений третьих лиц;
- иных источников информации;
- посещений заемщика.
Анализы финансовой отчетности и сопоставление с прошлыми отчетами могут выявить следующие тревожные сигналы:
- возникновение убытков от операционной деятельности;
- снижение, либо отсутствие денежных потоков;
- снижение объема продаж;
- резкое увеличение дебиторской задолженности;
- замедление оборачиваемости запасов;
- рост просроченных долгов, задержка зарплаты работникам, расчетов с бюджетом;
- ухудшение финансовых коэффициентов;
- нежелание предоставлять финансовую отчетность, создание препятствий в проведении мониторинга.
- При посещении заемщика и контактах с его руководством и сотрудниками кредитного офицера должны настораживать такие факты как:
- уклонение заемщика от личных встреч, делегирование полномочий по контактам с кредитным офицером третьим лицам (это могут быть бухгалтер, юрист, зав. производством и др.);
- субъективные факты, свидетельствующие о негативном отношении заемщика к возврату кредита или его опасения в возможности своевременно погасить свою задолженность перед банком;
- наличие конфликтных ситуаций среди учредителей и руководства;
- смена учредителей или руководства (первых руководителей, главного бухгалтера и т.д.);
- резкое изменение профиля деятельности предприятия;
- распродажа или выбытие недвижимости и другого имущества;
- происшествия, которые нарушают ход производственного процесса (пожар, аварийная ситуация и т.п.);
- вовлечение заемщика в судебные тяжбы, которые могут привести к значительной потере активов или иным негативным образом отразиться на исполнении обязательств заемщика перед банком.
Тревожными сигналами могут быть полученные сведения об изменившихся взаимоотношениях заемщика с деловыми партнерами:
- потеря важнейших партнеров (поставщиков, покупателей);
- разрыв или не продление договоров с арендодателем;
- изменение ранее планировавшихся условий платежа (например, заемщик стал приобретать товары на условиях предоплаты, бартера или путем использования различных схем взаимозачетов);
- запросы о заемщике со стороны новых кредиторов (в частности других банков);
- неофициальное наведение справок о финансовом состоянии заемщика третьими лицами;
- заключение нелогичных с экономической точки зрения и невыгодных договоров.
Кроме вышеперечисленных признаки ухудшения финансового состояния заемщика могут быть выявлены на основе анализа внешних факторов:
- изменение законодательства, неблагоприятно влияющего на дальнейшее развитие финансово-хозяйственной деятельности заемщика;
- макроэкономические тенденции по снижению рентабельности отрасли заемщика;
- падение спроса на продукцию заемщика в связи с технологическими прорывами в данной отрасли;
- появление сильного конкурента.
Рекомендуем также почитать:
Краткая организационно-правовая характеристика
Кировское отделение № 6991/0207 Сбербанка России осуществляет свою деятельность на территории городского округа Самара как отделение Поволжского банка ОАО Сбербанк России [34].
Сбербанк России является открытым акционерным обществом, главным акционером которого является Банк России (60,25% акций) ...
Организационно-экономическая
характеристика банка
ОАО «БПС-Сбербанк», образованное в 1923 г. – один из старейших и крупнейших банков Республики Беларусь.
В 1928 г. банк реорганизован в Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства.
В 1932 г. в результате реформы кредитной системы образуется Банк финансирования капитального с ...
Функции, цели и задачи Центральных банков
Функциями всякого национального Центрального банка можно назвать:
- обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, её покупательной способности, минимизации инфляции для создания благоприятных условий экономического роста;
- обеспечение эффективного раз ...