Влияние иностранных финансово-кредитных учреждений на национальную банковскую систему
Страница 4

Материалы » Влияние иностранных финансово-кредитных учреждений на национальную банковскую систему

Такая протекционистская политика государства в отношении национальной банковской системы достаточно успешно реализована в Испании. Это принесло пользу, хотя и применялись жесткие административные ограничения, а деятельность банков была регламентирована. Благодаря этой государственной политике местные банки удалось защитить от конкуренции на внутреннем рынке. Последовавшее за этим выравнивание прав иностранных и отечественных банков стимулировало рост банковских инноваций, но при этом не привело к утрате испанскими банками лидирующих позиций на национальном банковском рынке.

Иначе сложилась ситуация в Италии, где местные банки длительное время были защищены от конкуренции на внутреннем рынке административными преградами. Эта вынужденная мера в условиях, когда государство стремится защитить собственный слабый сектор экономики, была бы оправданна, если бы сопровождалась действиями по ускорению развития. Однако с итальянским банковским сектором этого не произошло, потому дальнейшая либерализация правил проникновения иностранных банков на внутренний рынок стала серьезным вызовом для местных финансово-кредитных учреждений, которые постепенно сдают свои позиции.

Примером сложности процесса принятия решений о допуске на внутренний рынок иностранных финансово-кредитных учреждений является Япония. В настоящее время японское законодательство не делает отличия между иностранными и отечественными банками. Однако до 1979 г. к этому вопросу подходили по-другому, потому и климат для открытия новых отделений иностранных банков в стране был неблагоприятным. Перед ними ставили жесткие барьеры, препятствовавшие их проникновению. Пересмотр в 1970 г. отношения к росту иностранного присутствия в национальном банковском секторе был обусловлен следующими факторами:

— крупнейшие японские банки стремились расширить свое присутствие за границей, поддерживая динамично развивавшийся промышленный сектор. Вместе с тем открытие их отделений в других странах при отсутствии взаимопонимания в данном вопросе крайне усложнилось;

— высокие темпы роста национальной экономики требовали иностранных инвестиций, источником и проводником которых могли стать иностранные банки;

— необходимость улучшения экономических отношений с США, которые ухудшились в результате торговых войн;

— стремление лидирующих политиков и финансистов к либерализации банковского дела в стране для превращения Японии в валютно-финансовый центр Азии.

Анализ развития национальной банковской системы, а также приведенные примеры позволяют утверждать, что стратегия сознательного сдерживания резкого проникновения иностранных банков на внутренний банковский рынок реализуется не всегда. Как уже указывалось, системные банковские кризисы вынуждают власти стран-реципиентов отменять ограничения в деятельности иностранных банков и выставлять на продажу те из них, которые нуждаются в санации. При этом более привлекательны с точки зрения инвестирования денежных средств крупные государственные и коммерческие банки. Таким образом, происходит масштабное и практически нерегулируемое проникновение иностранных учреждений на местные банковские рынки.

Такой сценарий развития событий стал следствием финансового кризиса 1990-х годов в странах Латинской Америки, когда под иностранный контроль перешли не только мелкие специализированные кредитные учреждения, но и крупные банки региона. Причиной были стремление власти к как можно скорейшему возрождению финансового рынка и отсутствие других конструктивных альтернатив реализации этой задачи, кроме открытия внутреннего рынка для иностранцев.

В Юго-Восточной Азии преодоление последствий финансового кризиса также было невозможно без финансовой помощи стран — лидеров мировой экономики. Западные государства обеспечили открытие местного инвестиционного рынка для собственных кредитных учреждений. Как и в Латинской Америке, в Азии иностранные кредитные институты в результате приватизации банков и либерализации доступа нерезидентов к участию в их капитале, придя в регион, принесли кроме капитала также современные технологии и высокие стандарты кредитной политики и качества услуг. Местные банки были поставлены перед выбором: либо подниматься до их уровня, либо уступить свое место на рынке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также почитать:

Организационная и функциональная структуры БР
Одним из объектов управления и в то же время его инструментом является организационная структура. Организационная структура представляет собой вертикальный срез структуры банка, включающий иерархию, т.е. соподчиненность. ЦБРФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой упр ...

Особенности банковского надзора за кредитными организациями на основе консолидированной отчетности
Банковский надзор на основе консолидированной отчетности организуется и осуществляется территориальными учреждениями Банка России по месту нахождения головной кредитной организации. Территориальные учреждения Банка России по месту нахождения кредитных организаций - участников, не составляющих соб ...

Проблемы и перспективы развитие страхования в России
Для оценки современного состояния и определения перспектив развития страхования в России проанализируем динамику страхового рынка за последние годы. В таблице 1 приведены обобщённые показатели деятельности страховых организаций по всем видам страхования в России за 2006 – 2009 гг. Таблица 1 - Дин ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru