Роль взаимодействия финансового и банковского надзора
Страница 1

Материалы » Направления единой государственной денежно-кредитной политики » Роль взаимодействия финансового и банковского надзора

Как уже было сказано, работа по выбранной теме, тесно переплетает понятия финансового надзора и банковского надзора. Роль финансового надзора в вопросе борьбы с отмыванием денег через банковскую систему России выполняет созданный Указом Президента Российской Федерации Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России).

В соответствии с Законом "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем" контроль за исполнением данного закона в части фиксирования, хранения и представления информации о подозрительных операциях осуществляется соответствующими надзорными органами, а при отсутствии таковых - КФМ России. Таким образом, для кредитных организаций такой надзорный орган - Банк России, для страховых организаций - Министерство финансов Российской Федерации, для профессиональных участников рынка ценных бумаг - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг Российской Федерации, для организаций почтовой, телеграфной связи и иных некредитных организаций, осуществляющих перевод денежных средств - Министерство связи Российской Федерации, а для лизинговых компаний и ломбардов - КФМ России.

Отсюда для органа финансового надзора - КФМ России - возникает серьезная необходимость осуществления работы в тесной взаимосвязи с Банком России по организации предупреждения, выявления и пресечения операций с доходами от преступной деятельности через банки. Необходимо отметить, что орган банковского надзора - Банк России - также непосредственно участвует в обеспечении проведения эффективного финансового надзора за деятельностью банков, тем самым исполняя роль как бы финансово-надзорного агента в целях:

1) Организации более плодотворного сотрудничества КФМ России с банками (имея опыт надзорной работы с банками);

2) Недопущения попыток злоупотребления служебным положением сотрудников банковских организаций или КФМ России.

Таким образом, Банк России выступает в роли контролера за исполнением банками российского законодательства, и в то же время является гарантом защиты прав и свобод самих банков. Данный тип взаимодействия Банка России с КФМ России на первом этапе становления взаимоотношений банков с КФМ России представляется оптимальным при организации деятельности по борьбе с отмыванием преступных доходов.

Однако, опираясь на опыт некоторых стран, в настоящее время по-прежнему актуальным остается вопрос, следует ли сохранить за Центральным банком Российской Федерации функции надзорного органа, регулирующего деятельность коммерческих банков, или стоит передать эти функции независимой от него организации.

Как показывает исследовательская работа А. Белякова9 ответственность за проведение денежной политики в развитых странах несет центральный банк. В то же время имеются различные подходы к вопросу ответственности за банковский надзор. Так, например, в скандинавских странах, ФРГ, Бельгии и Франции действуют независимые учреждения банковского контроля. В частности, в ФРГ имеется Комитет по надзору за кредитной деятельностью, осуществляющий общий надзор за соблюдением кредитными институтами банковского законодательства. Французская специфика заключается также в разделении функций банковского регулирования, лицензирования и контроля и официальном отделении этих структур от Банка Франции и Министерства финансов Франции. Банковская комиссия не выдает лицензий и не осуществляет функций банковского регулирования, но принимает участие в этой деятельности.

Комитет по банковскому и финансовому регулированию является коллегиальным органом, состоящим из шести членов. Выдачей лицензий на создание учреждения, изменение рода его деятельности и т.д. ведает Комитет по кредитным институтам и инвестиционным компаниям.

В проводимом исследовании о взаимодействии органов финансового надзора с банками не ставится целью проведения анализа оптимальной системы регулирования, лицензирования и контроля за банковской деятельностью в условиях российской специфики. Однако представляется очевидным необходимость выполнения этих функций различными независимыми друг от друга институтами. Следовательно, функция банковского надзора должна быть отделена от Банка России, осуществляющего лицензирование, и передана независимому государственному или негосударственному институту.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также почитать:

Услуги для физических лиц
С самого основания Сбербанк России работал на рынке сбережения средств граждан. И сегодня традиционные вклады составляют значительную часть предоставляемых частным клиентам банковских услуг: есть вклады для каждого члена семьи, с разнообразными условиями и процентными ставками. Сегодня вклады тесн ...

Сущность Центрального банка
Центральный банк является неотъемлемым элементом банковской системы, поэтому её реформирование невозможно без пересмотра целей, функций и задач, статуса центрального банка в экономической и банковской системах. Но невозможно в должной мерерассматривать правовой статус какого-либо институциональног ...

Анализ расходов
При проведении анализа совокупных расходов, как и доходов банка, необходимо исходить из деления их на процентные и непроцентные. Процентные расходы составляют, как правило, большую часть расходов. Они включают в свой состав: - проценты по вкладам и депозитам населения; - проценты по счетам орга ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru