Взаиморасчеты
Страница 2

Материалы » Банковская система и её роль в национальной экономике Беларуси » Взаиморасчеты

во-первых, конкретизирован состав сведений, входящих в банковскую тайну, при этом он существенно расширился по сравнению со ст.22 ранее действовавшего Закона "О банках и банковской деятельности". Так, в состав банковской тайны теперь включены сведения об имуществе, находящемся на хранении в банке. Кроме того, банки сами могут включать в него иные сведения, однако, не вступая при этом в противоречие с законодательством;

во-вторых, несмотря на свой специфический статус, наряду с иными банками на Нацбанк возложено соблюдение режима банковской тайны. Безусловно, это является позитивным моментом, так как объем информации, получаемой им от банков в виде отчетности весьма значителен, и если Нацбанк разгласит данную информацию, правовой режим банковской тайны в иных банках теряет всякий смысл;

в-третьих, банки-корреспонденты в своем праве на защиту их банковской тайны приравнены к иным клиентам банков. Из этого можно сделать вывод, что банк обязан хранить банковскую тайну и по клиентам банка-корреспондента, если данная информация является частью банковской тайны по сделкам последнего.

Согласно ст.122 БК сведения, составляющие банковскую тайну юрлиц

и индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим, их представителям при наличии у них соответствующих полномочий, аудиторским организациям (аудиторам), осуществляющим их аудит, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами Беларуси: судам (судьям) по находящимся в их производстве уголовным и гражданским делам; прокурору; с санкции прокурора -- органам дознания и предварительного следствия по находящимся в их производстве уголовным делам; органам Комитета госконтроля; налоговым и таможенным органам; Нацбанку. Кроме того, банки обязаны представлять Главному государственному казначейству Минфина данные о состоянии счетов республиканских органов государственного управления, а также организаций, использующих средства республиканского и местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

Некоторым государственным органам и должностным лицам предоставлено право получения информации по счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (например, судебные исполнители, ГКФР) иными законодательными актами. В результате возникает коллизия норм, из которой можно сделать ряд выводов:

1) БК содержит правовые нормы, имеющие специальный предмет правового регулирования, -- объем и содержание института банковской тайны.

2) Исходя из данного подхода, информация по банковской тайне юридических лиц должна предоставляться только тем органам, которые указаны в ст.122 кодекса. Так, судебные исполнителя утратили свое право на получение подобной информации, а органы ГКФР сохранили. Это обусловлено тем, что налоговые органы имеют право на получение информации. А из п.4 Указа Президента от 11.02.98г. N 71 "Об образовании Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь" вытекает, что он действует в

соответствии с Законом "О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь".

Режим банковской тайны по счетам физических лиц

является более жестким. Во-первых, перечень органов, имеющих право получать информацию по счетам и вкладам в три раза меньше, чем в отношении юридических лиц (органы дознания и следственные органы, суды, нотариальные конторы, консульские учреждения). Во-вторых, даже эти инстанции вправе получать информацию не всегда, а лишь в некоторых случаях, указанных в ст.122 БК.

Еще более строгим является режим банковской тайны по счетам и вкладам физических лиц в иностранной валюте. С принятием Декрета N 4 налоговые органы вообще утратили возможность получения подобной информации. Другие органы, обладавшие правом получать информацию по валютным счетам физических лиц, при принятии Декрета также его лишились. Такой же жесткий подход в защите банковской тайны физических лиц сохранен в ст.122 БК.

Проблема проведения четких границ между интересами общества (борьба с "отмыванием денег"

) и интересами юридических и физических лиц (банковская тайна) является общемировой проблемой. Закон "О предотвращении легализации доходов, добытых незаконным путем" от

19.07.2000г. существенно сузил сферу действия норм о банковской тайне.

Во-первых, в силу ч.4 ст.6 Закона органы предварительного расследования получили возможность получать информацию по счетам и вкладам граждан по любым, находящимся в их производстве делам (до принятия Закона только по уголовным делам, по которым грозит конфискация имущества). А суды, органы прокуратуры, органы финрасследований и другие уполномоченные органы и вообще без производства по делу.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также почитать:

Анализ финансового положения Сбербанка России
Сбербанк завершил 2009 год со следующими экономическими показателями : Активы возросли на 378 млрд. руб., или на 5,6%, и на 1 января 2010 года составили 7 097 млрд. руб. Прибыль до налогообложения составила 56,2 млрд. руб., или 37,2% аналогичного показателя за 2008 год. Прибыль после налогообло ...

Механизм выдачи, оформления и погашения потребительского кредита
Организация кредитного процесса предусматривает следующий ряд последовательных этапов: - прием, рассмотрение и анализ кредитной заявки; - оценка кредитоспособности заемщика и подготовка экспертного заключения; - проверка и оценка залогового обеспечения кредита; - подготовка юридического заключ ...

Пути совершенствования законодательства о Банке России
Проводимые в стране реформы денежно-кредитной системы, отказ от государственной монополии в банковской сфере потребовали изменения правового положения, функций и полномочий главного банка Российской Федерации. Появилась потребность в управлении денежно-кредитной и банковской сферами не только адм ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru