Возникает противоречивая ситуация, когда, с одной стороны. Правительство России обязано обеспечить проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, но с другой - формально, исходя из смысла действующего банковского законодательства, оно не имеет для этого реальных полномочий. Подобные правовые казусы только усложняют функционирование системы расчетов в РФ и всей банковской системы в целом. Поэтому необходимо правовыми и организационными мерами обеспечить четкое разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти и Банка России при реализации возложенных на них функций в сфере финансов и денежно-кредитной политики. Это особенно важно для того, чтобы исключить возможность правового регулирования либо вмешательства в функционирование банковской системы со стороны федеральных и иных министерств, ведомств и служб. В конце концов, при необходимости принятия Правительством РФ каких-либо решений по правовому регулированию кредитной или денежной политики такое решение могло бы быть принято совместным решением Правительства РФ и Банка России или по их представлению - Президентом РФ. Для этого требуется выработать критерии, разграничивающие понятия "банковская деятельность", "банковская система", "банковские операции", и четко определить в действующем законодательстве источники их правового регулирования с учетом реальных полномочий федеральных органов государственной власти.
Задачи и правовые принципы банковской системы Российской Федерации. Основными задачами банковской системы являются: защита и обеспечение устойчивости денежной единицы РФ (ст. 75 Конституции РФ); обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения финансовых средств в Российской Федерации (п. 1 ст. 8 Конституции РФ); обеспечение эффективности денежно-кредитного, инвестиционного процесса в народном хозяйстве (ст. 74 Конституции РФ); банковское обеспечение внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, создание надежных правовых условий вхождения российских кредитных организаций в международную банковскую систему; обеспечение надежного банковского обслуживания государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений и физических лиц, а применительно к Банку России - имитирование денежных знаков, обеспечение государственного регулирования, контроля и надзора за банковской деятельностью.
Вышеупомянутым задачам банковской системы соответствуют функции, которыми в порядке, установленном законодательством, наделяются образующие ее организации: осуществление банковского регулирования и надзора, банковских операций и иных предусмотренных действующим законодательством сделок (договоры банковского счета, банковского вклада, кредитование и т.п.). Банковская система России организуется и функционирует в соответствии с наиболее общими правовыми положениями (принципами), присущими всем элементам данной системы и объединяющими их в единое целое.[19].
Рекомендуем также почитать:
Руководящий персонал
Высший руководящий орган банка - Совет управляющих, в состав которого каждый акционер назначает своего управляющего, как правило, министра финансов. Профессиональное стратегическое управление осуществляет другой орган - Совет директоров (23 человека), который отвечает за руководство общей деятельн ...
Классификация депозитных операций коммерческих банков
Пассивные операции коммерческого банка характеризуют источники средств и природу связей банка. Именно они в значительной степени предопределяют условия, формы и направления использования банковских ресурсов, т.е. состав и структуру активных операций.
Депозитные (вкладные) операции
коммерческого
...
Показатели финансово-экономической деятельности ОАО «Балтийский Банк»
Прибыльность и стабильность функционирования «Балтийского Банка» не случайна (таблица 5).
Таблица 5
Показатель
2005
2006
2007
2007 к
2005, %
Активы банка, млн.руб.
19749
23304
30755
155,7
Собственный капитал банка, млн.руб.
2119
2250
2319
109,4 ...