Основы правового регулирования банковской системы в РФ
Страница 2

Материалы » Центральный Банк Российской Федерации, его функции » Основы правового регулирования банковской системы в РФ

Кредитные организации вправе создавать союзы и ассоциации, которые не являются элементами банковской системы России, непосредственно осуществляют банковских операций и деятельность которых не может преследовать извлечения прибыли. Основными задачами союзов и ассоциаций (например. Ассоциации российских банков) являются защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности, осуществление межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций для осуществления банковской деятельности и решение иных совместных задач.

В отличие от союзов и ассоциаций группы кредитных организаций и холдинги имеют право осуществления банковских операций. При этом статус кредитной организации на группы и холдинги не распространяется, а банковские операции осуществляются от имени участвующих в группе или холдинге организаций. Создание групп или холдингов осуществляется на основании соответствующих договоров, заключаемых между кредитными организациями или путем приобретения контрольного пакета акций. Таким образом, группу кредитных организаций образуют равноправные хозяйственные общества, а холдинги предполагают существование основной и дочерних кредитных организаций в силу преобладающего участия в их уставном капитале основной организации, которая вследствие этого либо в соответствии с заключенным между ними договором может определять решения, принимаемые таким обществом (ст. 105 ГК РФ).

Законодательные акты, устанавливающие основы организации и функционирования российской банковской системы, являются источниками ее правового регулирования и в совокупности с другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в денежно-кредитной (банковской) сфере, образуют банковское право Российской Федерации. Однако действующее законодательство закрепляет только источники правового регулирования банковской деятельности, среди которых названы Конституция РФ, Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другие федеральные законы и нормативные акты Банка России. При этом содержание понятия "банковская деятельность", имеющего важное значение для установления пределов компетенции органов государственной власти и Банка России в банковской сфере, не раскрывается. Не учитывается также, что содержание понятия источников правового регулирования непосредственно банковской деятельности не охватывает всего разнообразия правоотношений в денежно-кредитной сфере. Так, понятие "банковская деятельность" характеризует в основном особенности функционирования банков при осуществлении банковских операций. Но помимо последних в упомянутых законодательных актах урегулирован более широкий спектр отношений, включающий организацию и функционирование всей банковской системы в целом и каждого из ее элементов в отдельности. Наиболее полно весь комплекс отношений в денежно-кредитной сфере определяется понятием "банковское право", включающим все правовые нормы, регулирующие упомянутые отношения. Но изложенные обстоятельства не нашли отражения в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" (ст. 2). В результате по смыслу ст. 2 упомянутого федерального закона банковское законодательство и нормативные акты Банка России необоснованно сводятся только к правовому регулированию банковских операций, а возможность регулирования отношений в банковской сфере правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, законами субъектов РФ вообще не предусматривается. Например, законодательные акты субъектов РФ и решения органа местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством вполне обоснованно не могут быть признаны источниками правового регулирования банковской деятельности, но они безусловно являются источниками банковского права, ибо на основании таких решений средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты, находящиеся в ведении упомянутых органов, могут быть использованы для формирования (создания) уставного капитала кредитной организации (ч. 7 ст. II Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

Президент РФ, являясь главой государства, принимает меры по охране независимости и государственной целостности РФ, определяет основные направления внутренней политики государства, включающей, в том числе вопросы регулирования банковской системы, финансов и кредита, денежного обращения, и, безусловно, принимает по этим вопросам нормативно-правовые акты. К примеру, в Указе Президента РФ "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных платежей" от 23 мая 1994 г. установлен порядок открытия расчетных счетов юридическими лицами и осуществления расчетов наличными денежными средствами между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Предельные суммы таких расчетов определены постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. Между тем осуществление расчетов наличными деньгами является одним из видов денежного обращения, организация которого в соответствии со ст. 29 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" осуществляется исключительно Банком России. Более того, расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами, если иное не установлено законом (федеральным законом, законом субъекта РФ). Все иные правила о производстве ими наличных расчетов, включая установление ограничений, также должны быть определены законом (ст. 861 ГК РФ). Согласно ч. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" органы исполнительной власти не вправе осуществлять правовое регулирование банковской деятельности, а эмиссию наличных денег и организацию их обращения Банк России осуществляет монопольно (п. 2 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)"). В то же время на Правительство РФ возложено проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. "б" ст. 114 Конституции РФ), а Банк России, осуществляя разработку и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, обязан взаимодействовать с Правительством РФ (п. 1 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)").

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также почитать:

Проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь
Мы видим, что банки играют очень важную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания нормально функционирующей банковской системы нужно начинать выход из кризисного положения, сложившегося у нас в стране. В настоящее время, в связи с нехваткой квалифициорванных кадров и стремительным ростом кол ...

Влияние семейного положения на смертность
Проводимое исследование выявило влияние семейного положения на смертность, что учитывается при расчете актуарных расчетов в полисах. Для анализа влияния семейного положения использовались статистические данные о популяционной смертности в США в течение года в группах из 1000 человек для пятилетни ...

Стратегии поиска новых форм банковских операций и услуг
Состояние рынка банковских продуктов и услуг можно оценить исходя из его важнейших параметров: количественных характеристик, а также спектра и качества оказываемых услуг. Так, современный рынок розничных банковских услуг г. Липецка характеризуется существенным ростом объемов предоставления услуг ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru