Проблемы повышения эффективности кредитования малого и среднего бизнеса
Страница 1

Материалы » Кредитование как фактор развития малого и среднего бизнеса » Проблемы повышения эффективности кредитования малого и среднего бизнеса

В докризисные времена кредитный портфель банков ежегодно увеличивался на десятки процентов. За 2006 год прирост кредитов реальному сектору экономики составил 40%, в 2007-м – 52%, в 2008-м – 34%, в 2009 году рынок корпоративного кредитования практически «замерз» – плюс 0,3% по итогам года.

Значимый рост портфелей кредитов МСБ в 2009 г. показали крупные федеральные банки, располагающие диверсифицированным бизнесом и имеющие возможность предоставлять длинные кредиты: ВТБ 24 прибавил 23,4%, КМБ Банк – 13,4, Промсвязьбанк – 24,8%. Региональные банки, имеющие менее диверсифицированную ресурсную базу и испытавшие нестабильность пассивов, наоборот, показали снижение объема задолженности МСБ на балансах. перекредитовка кредитов

В полной мере заработали антикризисные программы поддержки банковского сектора, направленные на стимулирование кредитования малого и среднего бизнеса. Прежде всего это предоставление кредитов банкам со стороны ЦБ РФ и целевая программа Российского банка развития (РосБР) по предоставлению кредитных линий на цели финансирования МСБ. Уровень ставок по кредитам постепенно возвращается к докризисному показателю. Особенно у государственных банков и у тех, которые используют кредитную линию РосБР.

Гораздо жестче банки стали оценивать отраслевые риски заемщиков. Более других страдают компании, относящиеся к отраслям строительства и недвижимости, в меньшей степени – торговли. Наиболее проблемными в сегменте МСБ оказались секторы малоэтажного строительства, грузоперевозок, посреднических операций, транспортного бизнеса, торговли спецтехникой, оптовой торговли (розничная пострадала гораздо меньше). Участились случаи применения мошеннических схем по банкротству и выводу активов.

Рост кредитования произошел в секторе обрабатывающих производств. Сегодня большинство из них в состоянии предложить относительно твердые залоги – производственные помещения, которые чаще всего находятся у них в собственности, что является хорошим стимулом для более активного расширения объемов кредитования со стороны банков.

Около 40% средств по программе РосБР направляется именно производственным предприятиям. В связи с девальвацией рубля в некоторых отраслях (например, в пищевой), ориентированных на внутренний рынок, открылись хорошие возможности роста за счет замещения импорта.

Одним из направлений мер по стимулированию МСБ может являться расширение объемов рефинансирования портфелей кредитов МСБ. Объем рефинансирования, декларированный, в частности, Внешэкономбанком в течение 2011 года целесообразно расширить. Такого рода финансовая поддержка позволит банкам увеличить масштабы кредитования МСБ. Эта мера окажет содействие и в выдаче долгосрочных кредитов, затрудненной в настоящее время из-за нестабильности пассивной базы банков. Причем рефинансирование в рамках этой программы должно быть доступно и небольшим региональным кредитным организациям, фактически оказавшимся в стороне от основных источников пополнения ресурсной базы [5].

В настоящее время почти полностью прекращено только начавшее развиваться финансирование новых проектов в МСБ, которые содержат в себе огромный инновационный потенциал. Кроме того, развитие кредитования таких компаний стимулирует выход бизнеса «из тени», рост прозрачности и устойчивости предприятий. Финансирование малых предприятий, не имеющих залогов или длительной кредитной истории, может быть масштабно поддержано широким использованием поручительств государственных гарантийных фондов.

Системная слабость российского банковского сектора состоит вовсе не в дефиците ликвидности (ее избыток в банковской системе к концу 2009 г. признали и чиновники, и банкиры), а в том, что банки не умеют помогать своим заемщикам в управлении рисками. Они предлагают клиентам упрощенные стандартные продукты, которые предполагают высокий уровень защиты рисков кредитной организации.

Банки конкурируют между собой в рамках стандартных продуктов, условиям которых соответствует лишь незначительная часть заемщиков; остальные же предприятия фактически лишены доступа к нормальным условиям финансирования. Казалось бы, кредитные организации должны бороться за клиентов, а на деле, наоборот, заемщики идут навстречу банкам, пытаясь найти финансирование.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также почитать:

Сущность и виды организации страхования в РФ
Страхование — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховой защитой людей и их дела от различного рода опасностей. Для предотвращения убытков от опасных событий человечество выработало два основных способа защиты своих интересов -превентивный и репрессивный. Первый способ - ...

Проблемы организации потребительского кредитования и пути их решения в "Банке24. ру"
В данном параграфе будут подведены итоги всего исследования, обозначены проблемы, существующее практике потребительского кредитования "Банка24. ру", и предложены пути решения данных проблем. Как уже было сказано выше, основными проблемами при осуществлении "Банком24. ру" креди ...

Пути интеграции КБ «Сунжа» ООО по созданию совместных уникальных рыночных продуктов
Современный этап развития банковского бизнеса характеризуется значительным увеличением объема розничных банковских услуг, под которыми понимаются операции обслуживания физических (частных) лиц. Для завоевания устойчивых позиций на кредитном рынке банку необходимо решить задачи создания уникальных ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru