Проблемы повышения эффективности кредитования малого и среднего бизнеса
Страница 1

Материалы » Кредитование как фактор развития малого и среднего бизнеса » Проблемы повышения эффективности кредитования малого и среднего бизнеса

В докризисные времена кредитный портфель банков ежегодно увеличивался на десятки процентов. За 2006 год прирост кредитов реальному сектору экономики составил 40%, в 2007-м – 52%, в 2008-м – 34%, в 2009 году рынок корпоративного кредитования практически «замерз» – плюс 0,3% по итогам года.

Значимый рост портфелей кредитов МСБ в 2009 г. показали крупные федеральные банки, располагающие диверсифицированным бизнесом и имеющие возможность предоставлять длинные кредиты: ВТБ 24 прибавил 23,4%, КМБ Банк – 13,4, Промсвязьбанк – 24,8%. Региональные банки, имеющие менее диверсифицированную ресурсную базу и испытавшие нестабильность пассивов, наоборот, показали снижение объема задолженности МСБ на балансах. перекредитовка кредитов

В полной мере заработали антикризисные программы поддержки банковского сектора, направленные на стимулирование кредитования малого и среднего бизнеса. Прежде всего это предоставление кредитов банкам со стороны ЦБ РФ и целевая программа Российского банка развития (РосБР) по предоставлению кредитных линий на цели финансирования МСБ. Уровень ставок по кредитам постепенно возвращается к докризисному показателю. Особенно у государственных банков и у тех, которые используют кредитную линию РосБР.

Гораздо жестче банки стали оценивать отраслевые риски заемщиков. Более других страдают компании, относящиеся к отраслям строительства и недвижимости, в меньшей степени – торговли. Наиболее проблемными в сегменте МСБ оказались секторы малоэтажного строительства, грузоперевозок, посреднических операций, транспортного бизнеса, торговли спецтехникой, оптовой торговли (розничная пострадала гораздо меньше). Участились случаи применения мошеннических схем по банкротству и выводу активов.

Рост кредитования произошел в секторе обрабатывающих производств. Сегодня большинство из них в состоянии предложить относительно твердые залоги – производственные помещения, которые чаще всего находятся у них в собственности, что является хорошим стимулом для более активного расширения объемов кредитования со стороны банков.

Около 40% средств по программе РосБР направляется именно производственным предприятиям. В связи с девальвацией рубля в некоторых отраслях (например, в пищевой), ориентированных на внутренний рынок, открылись хорошие возможности роста за счет замещения импорта.

Одним из направлений мер по стимулированию МСБ может являться расширение объемов рефинансирования портфелей кредитов МСБ. Объем рефинансирования, декларированный, в частности, Внешэкономбанком в течение 2011 года целесообразно расширить. Такого рода финансовая поддержка позволит банкам увеличить масштабы кредитования МСБ. Эта мера окажет содействие и в выдаче долгосрочных кредитов, затрудненной в настоящее время из-за нестабильности пассивной базы банков. Причем рефинансирование в рамках этой программы должно быть доступно и небольшим региональным кредитным организациям, фактически оказавшимся в стороне от основных источников пополнения ресурсной базы [5].

В настоящее время почти полностью прекращено только начавшее развиваться финансирование новых проектов в МСБ, которые содержат в себе огромный инновационный потенциал. Кроме того, развитие кредитования таких компаний стимулирует выход бизнеса «из тени», рост прозрачности и устойчивости предприятий. Финансирование малых предприятий, не имеющих залогов или длительной кредитной истории, может быть масштабно поддержано широким использованием поручительств государственных гарантийных фондов.

Системная слабость российского банковского сектора состоит вовсе не в дефиците ликвидности (ее избыток в банковской системе к концу 2009 г. признали и чиновники, и банкиры), а в том, что банки не умеют помогать своим заемщикам в управлении рисками. Они предлагают клиентам упрощенные стандартные продукты, которые предполагают высокий уровень защиты рисков кредитной организации.

Банки конкурируют между собой в рамках стандартных продуктов, условиям которых соответствует лишь незначительная часть заемщиков; остальные же предприятия фактически лишены доступа к нормальным условиям финансирования. Казалось бы, кредитные организации должны бороться за клиентов, а на деле, наоборот, заемщики идут навстречу банкам, пытаясь найти финансирование.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также почитать:

Ликвидность и платежеспособность
Ликвидность является одной из важнейших качественных характеристик деятельности банка, которая свидетельствует о его надежности и стабильности.[7] Ликвидность коммерческого банка — возможность банка своевременно, в полном объеме и без потерь обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обя ...

Понятие и виды ипотеки
Термин "ипотека" впервые появился в Греции в конце VII - начале VI веков до н. э. Появлению его послужило то обстоятельство, что в 621 году до н. э. правитель Драконт ввел порядок, согласно которому посягательства на частную собственность сурово карались. Возможно, несправедливо, но позж ...

Понятие и функции собственного капитала банка
Собственный капитал представляет собой особую форму банковских ресурсов. Он, в отличие от других источников, носит постоянный безвозвратный характер, имеет четко выраженную правовую основу и функциональную определенность, является обязательным условием образования и функционирования любого коммерч ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru