Малый и средний бизнес занимает особое место в экономике промышленно-развитых стран, что объясняется многими факторами: малые предприятия не требуют крупных стартовых инвестиций; помогают решать проблемы реструктуризации экономики; обеспечивают занятость существенной доли экономически активного населения; способствуют формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия. Кроме того, за счет меньшего масштаба малые предприятия способны более гибко реагировать как на изменяющиеся экономические условия, так и на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым, придавая экономике дополнительную стабильность. В экономически развитых странах на долю малого предпринимательства приходится 60-70% валового национального продукта.
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Недостаток финансирования – типичная серьезная проблема, с которой сталкиваются российские предприятия и предприниматели, что особенно ощущается в регионах. Реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем тем более невозможна без его адекватной финансово-кредитной поддержки. И на сегодня в России проблема финансового обеспечения развития малого бизнеса стоит особенно остро.
Необходимость кредитования предприятий малого и среднего бизнеса предопределяется многими объективными и субъективными факторами.
К объективным факторам принадлежат:
- характер производственного процесса;
- отраслевая принадлежность предприятий;
- сезонность производства.
К субъективным факторам принадлежат:
- уровень организации производства;
- уровень организации сбыта и снабжения;
- другие факторы.
В условиях, когда банковская система не позволяет в полном объеме удовлетворить уже существующих или готовящихся открыть собственный бизнес предпринимателей, на первый план выходит потребность совершенствования действующего механизма банковского кредитования субъектов малого бизнеса.
В рамках действующего законодательства целями кредитования малого бизнеса являются:
- приобретение объектов недвижимости (в том числе вместе с земельным участком, на котором они расположены) для использования в целях производства, торговли или оказания услуг, а также размещения офисных помещений;
- расходы по капитальному и (или) текущему ремонту помещений;
- выкуп земельных участков под находящимися в собственности заёмщика объектами недвижимости, используемыми в хозяйственной деятельности;
- приобретение оборудования (включая приобретение и установку торговых павильонов) и транспортных средств, предназначенных для производства (в том числе сельскохозяйственного), торговли или оказания услуг;
- приобретение сельскохозяйственных животных (кроме птиц).
Кредитование заёмщика производится в форме:
- кредита;
- невозобновляемой кредитной линии;
- возобновляемой кредитной линии;
- генерального соглашения об открытии рамочной кредитной линии.
Базовые положения возможной концепции стратегического партнерства банка и малого предприятия основаны на принципе обеспечения относительного баланса их хозяйственных интересов.
Цели стратегического партнерства:
для предприятия – создание благоприятных условий функционирования на рынке за счет наличия постоянной финансовой и консультационной поддержки банка;
для банка – создание условий, обеспечивающих постоянное увеличение спроса на свои услуги со стороны предприятия в сочетании с минимизацией клиентских рисков за счет косвенного участия в управлении его деятельностью.
Рекомендуем также почитать: