По данным таблицы можно сказать следующее: рост жилищных кредитов в 2010 году был существенно ниже, чем прочих. Хотя до кризиса ипотека развивалась в два раза быстрее, чем потребительское кредитование.
Рост существенно более высокий показали кредиты до 30 дней (включая до востребования и овердрафт), на этих счетах отражаются кредитные карты.
Большинство банков, в свою очередь, рассматривает повышение продаж карточных продуктов как одну из ключевых маркетинговых задач. Появляется много рекламных акций в поддержку кредитных карт, развиваются различные кобрендинговые проекты и бонусные программы лояльности, реализуемые на базе пластика. В результате этих тенденций динамика роста по кредитным картам действительно оказывается несколько выше, чем по другим кредитным продуктам.
В России наблюдается не только рост объемов выдаваемых кредитов, но и расширение их видов. На текущий момент самым популярным видом потребительского кредитования является кредитование покупки дорогостоящих товаров народного потребления с длительным сроком службы.
Вторым по популярности является "автокредитование", то есть кредитование физических лиц на приобретение транспортных средств (для банка это самая выгодная форма: минимум риска, обеспечением является приобретаемый автомобиль и наличие обязательного страхования). В настоящее время процентные ставки по целевым кредитам, таким как "автокредитование", фактически достигли крайней отметки - 9% в валюте и 12% в рублях, ниже которых они не могут опуститься в силу действующего Налогового кодекса (преодоление нынешнего порога возможно только при снижении ставки рефинансирования, от которой устанавливаются минимальные ставки по кредитам).
Третье место по популярности занимает кредит на неотложные нужды (выгодный для заемщика, поскольку не указывается цель кредита и не требуется дорогостоящее страхование).
Наименее популярным является самый дорогой и продолжительный по оформлению вид кредита - ипотечный (под залог недвижимости и на покупку недвижимости) на первичном/вторичном рынке жилья.
Несмотря на то, что рост цен на квартиры опережает процентные ставки, в любом случае уровень риска достаточно велик, так как ипотечное кредитование связано с негативными факторами, которые сдерживают развитие ипотеки.
Таким образом, кредитование населения является одним из самых динамичных видов банковских операций в развитых странах мира. За последние пять лет рынок потребительского кредитования начал стремительно развиваться и в России. До сих пор на нем сохраняется тенденция к росту: растет объем выдаваемых банком кредитов и увеличивается задолженность по кредитам, выдаваемым населению.
Рекомендуем также почитать:
Сущность и виды организации страхования в РФ
Страхование — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховой защитой людей и их дела от различного рода опасностей.
Для предотвращения убытков от опасных событий человечество выработало два основных способа защиты своих интересов -превентивный и репрессивный.
Первый способ - ...
Регулирование кредитной деятельности
Первоочередным законодательным актом, регулирующим банковскую, в том числе и кредитную деятельность в Казахстане, является Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 7 июля 1998 года. Так, в статье 34 закона дается опре ...
Функции и задачи центральных банков
Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмисси ...