Именно такой характер динамики наблюдается на развитых карточных рынках - в США, Великобритании, Германии, Франции и ряда других стран. Для развивающихся рынков - таких, как Россия, более типичен экстенсивный рост, когда темпы прироста эмиссии опережают темпы прироста таких показателей, как общее количество и абсолютная и относительная (в расчете на одну карточку) величина транзакций в денежном выражении[38].
Применительно к России следует учитывать еще два фактора, которые в целом негативно влияют на характер роста карточного рынка. Первый из этих факторов - высокая инфляция. Стабильно высокий рост цен приводит к тому, что реальная картина использования карточек, особенно как инструмента оплаты товаров и услуг, сильно искажается. Даже если мы воспользуемся официальными показателями инфляции, то увидим, что в 2007 г. средняя величина одной транзакции в денежном выражении была ниже, чем в 2006 г. Другими словами, при корректном использовании дефляторов (т. е поправки на темпы инфляции) динамику роста российского карточного рынка практически однозначно надо отнести к экстенсивному типу.
Однако, интенсивный тип развития карточного рынка является свидетельством эффективности карточного бизнеса в масштабах всего рынка. Такое положение дел означает, что отдача от каждой выпущенной карточки, как для эмитента, так и для эквайрера с каждым годом становится выше, поэтому растут и их доходы, как в абсолютном, так и в относительном выражении. При экстенсивном типе развития отдача от каждой карточки падает, поэтому задача увеличения доходов (в абсолютном выражении) может быть решена только за счет увеличения числа выпущенных карточек. (Рис. 2.3).
Второй фактор, подчеркивающий наличие негативных тенденций на российском карточном рынке, связан с более долгосрочной динамикой. Даже без использования дефлятора оказывается, что величины некоторых ключевых показателей - скажем, в 2003 и 2004 гг. - были выше, чем в 2006 г. Например, в 2003 г. российский держатель пользовался своей карточкой в среднем 17,1 раз в год, в 2004 г. - 17,3 раза, а в 2008 г. - всего 16,2 раза в год. Разумеется, негативная динамика этого показателя мало что меняет в общей картине. Статистические данные свидетельствуют, что российские держатели как совершают, так и продолжают совершать ежемесячно в среднем одну-две транзакции. Нетрудно догадаться, что подавляющая часть этих операций производятся в банкоматах или ПВН для снятия наличных в день получения зарплаты[39].
Рис. 2.3. Типы рынков пластиковых карт в зависимости от эффективности их использования
Более важной представляется негативная тенденция такого показателя, как доля платежных транзакций в общем обороте. Согласно данным Банка России, в 2003 г. чуть более 10% оборота приходилось на транзакции по покупке товаров и услуг. К концу 2004 г. этот показатель вырос до 13,2%. При этом доля платежных транзакций показывала положительную динамику, по крайней мере, в течение четырех лет подряд -- с 2001 г. (до 2001 г. более или менее достоверная статистика о величинах этого показателя отсутствовала) по 2004 г. В 2001 г. доля платежных транзакций в обороте была вообще мизерна - 7,3%. В 2005 г. величина этого показателя снизилась до 10,97%, а в 2008 г. - до 9,03%.
Более того, поскольку данные Банка России включают транзакции, совершаемые российскими держателями как внутри страны, так и за ее пределами, то доля оборота, приходящаяся на платежные транзакции по карточкам российских эмитентов в российских предприятиях торговли и сервиса, реально была еще меньше: на уровне 5,0-5,5% в 2001 г., 7,0-8,5% в 2002-2004 гг. и снова 6,0-6,5% в 2008 г[40].
Рекомендуем также почитать:
Выводы
Банковский маркетинг представляет собой вид деятельности банка, концепцию и функцию управления, а также особую философию мышления банковского служащего, которые ориентированы на рынок банковских услуг.
По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится на активный и пассивный.
Маркетин ...
Передовые банковские технологии на рынке депозитных услуг
Используя передовые банковские технологии, ОАО «УбРИР» гарантирует клиентам высокое качество обслуживания. На сегодняшний день в Банке функционирует комплекс дистанционного обслуживания: Интернет-банк, Центр телефонного обслуживания, SMS-инфо, платежи через банкоматы. В 2009 году ОАО «УбРИР» предл ...
Специфика российского рынка ценных бумаг
Ключевой задачей, которую должен выполнять РЦБ в России, является прежде всего обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, максимально возможного притока национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия, формирование необходимых условий для стимулиро ...