Оценка основных тенденций развития российского рынка банковских пластиковых карт
Страница 4

Материалы » Эффективность использования пластиковых карт в банковской системе РФ » Оценка основных тенденций развития российского рынка банковских пластиковых карт

Тенденция к сокращению доли эмиссии коммерческих продуктов, характерная для российского рынка, противоречит общемировой тенденции: на развитых карточных рынках доля коммерческих карточек, наоборот, растет, равно как и общее значение коммерческих продуктов для банковского карточного бизнеса.

В целом, низкая доля коммерческих продуктов на отечественном карточном рынке явно не способствует увеличению его масштабов, поскольку, как известно из мировой практики, средние размеры транзакции по коммерческим карточкам намного выше, чем по карточкам для физических лиц. Кроме того, коммерческие карточки, как правило, используются для платежных транзакций, а не для снятия наличных, поэтому увеличение выпуска таких карточек должно способствовать росту карточного рынка в целом и повышению доходов его участников.

Как свидетельствует статистика, в 2008 г. продолжилась тенденция к географической диверсификации карточного бизнеса в России. Этот вывод можно подкрепить следующим фактом. Если по итогам 2004 г. в России было всего четыре региона, банки которых эмитировали более 1 млн. карточек, то к концу 2005 г. таких регионов было уже девять, а к концу 2008 г. - 14. Однако в целом географическая структура российского карточного рынка свидетельствует о высокой концентрации эмиссии и использования карточек в очень небольшом числе регионов, прежде всего в Московском (Москва и Московская область). В 2005 г. в этом регионе было эмитировано 22,62 млн. банковских карточек, или 41,37% общей эмиссии; в 2006 г. эти показатели составили соответственно 31,64 млн. карточек и 42,32%. По этому показателю Московский регион во много раз опережал своего ближайшего "конкурента" - Санкт-Петербург и Ленинградскую область, где по состоянию на конец 2006 г. банки выпустили 4,82 млн. карточек. Банки занимающей третье место по размеру эмиссии Тюменской области выпустили в 2008 г. 2,68 млн. карточек. На долю этих трех ведущих регионов по итогам 2008 г. приходилось 52,35% общей эмиссии банковских карточек в России[37].

Считается, что до 90% всех эмитированных карточек в России выдаются работникам предприятий, компаний и организаций с тем, чтобы держатели имели возможность доступа к своим банковским счетам в дни получения заработной платы. Если эти данные соответствуют действительности, то это фактически означает, что подавляющее большинство эмитированных карточек в России продолжает оставаться дебетовыми продуктами с непосредственным дебетованием счета. (Карточки с кредитной функциональностью выпускаются для физических лиц на основании индивидуальных кредитных договоров.) Следовательно, максимальный размер кредитного сегмента по состоянию на конец 2006 г. не мог превышать 7,47 млн. карточек. Однако и эта оценка, очевидно, является завышенной, поскольку и для клиентов "с улицы" банки выпускают не только кредитные, но и обычные дебетовые карточки с непосредственным дебетованием счета.

Особенности эмиссии банковских карточек во многом определяют и характерные черты их использования. За исключением одного показателя, все ключевые индикаторы использования российских банковских карточек в 2008 г. показали положительную динамику (см. табл. 2.2). Увеличились как абсолютные, так и относительные (т. е. в расчете на 1 карточку) показатели количества транзакций, суммарного оборота и абсолютной суммы платежных транзакций за год. По сравнению с 2005 г. сократилась лишь и без того низкая доля платежных транзакций в общем обороте.

Если бы не последний из упомянутых показателей, то характер развития российского карточного рынка в 2008 г. можно было бы отнести к интенсивному, а не к экстенсивному типу. При интенсивном типе развития темпы прироста показателей использования карточек должны превышать ежегодные приросты объемов эмиссии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также почитать:

Сущность, необходимость, роль взаимодействия банков с органами финансового надзора
На начальном этапе создания банковской системы в России в конце 80-х г.г. к кредитным организациям предъявлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось несовершенством самой системы банковского надзора на стадии ее формирования и задачей ускоренного развития коммерческого банковского ...

Направление, цели и методы денежно - кредитной политики
Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и ...

Мероприятия банка России по совершенствованию финансовых рынков в 2004 году
Банк России продолжит работу по развитию основ эффективного финансового рынка как посредника в процессе привлечения заемных ресурсов предприятиями реального сектора. Развитие инструментов финансового рынка. Банк России совместно с Правительством Российской Федерации и во взаимодействии с законода ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru