Первое предложение о возможном использовании карт как платежного средства было сделано в Англии в конце прошлого века Джеймсом Беллами в книге "Глядя назад". Однако на практике пионерами в этой области стали США. Первыми возникли кредитные карты, которые не были еще ни банковскими, ни пластиковыми. Кредитные карты были предназначены для подтверждения кредитоспособности их держателя вне его банка. США, как известно, страна, где очень широко распространен потребительский кредит. Первая кредитная карта была выпущена в 1914 году фирмой General Petroleum Corporation of California (ныне Mobil Oil). Карты использовались для оплаты в процессе торговли нефтепродуктами. В этом качестве они быстро завоевали популярность. Держатель карты получал значительные удобства в обслуживании и скидки при покупке товара, а фирма- эмитент получала постоянных клиентов и стабильные доходы.
В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, на которых было выдавлено (эмбоссировано) имя и адрес клиента и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке[1].
В последующие годы стали развиваться такие элементы финансовой кредитной системы, как минимальное ежемесячное погашение долга, период отсрочки, то есть беспроцентного кредитования, и многие другие. В 1936 году появилось первое объединение предприятий, согласившееся кредитовать общих клиентов.
Большинство специалистов считает, что первым банковские кредитные карты предложил использовать Джон С. Биггинс, специалист по потребительскому кредиту из Национального банка Флэтбуш в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием "Chargeit". Эта схема предусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того, как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей. Во Флэтбуше была впервые опробована классическая цепочка расчетов, используемая сейчас в банковском карточном бизнесе повсеместно.
Однако такой авторитетный исследователь банковского дела, как Льюис Мэнделл, считает, что первой массовой платежной карточной системой стала компания Дайнерс Клаб (Diners Club), которая в 1950 году ввела в обращение платежные карты, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и туристических агенствах.
Постоянные посетители ресторанов, имеющие хорошую репутацию, могли получить карту Diners Club и предъявлять ее во многих ресторанах Нью-Йорка вместо наличных денег. Рестораны передавали копии счетов в Diners Club, который оплачивал их, а затем ежемесячно выставлял клиенту один общий счет[2].
Одним из главных отличий от предшествующих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями, предлагающими не только товары, но и услуги, существует посредническая организация, которая берет на себя проведение расчетов. По существу это была первая полномасштабная схема многостороннего соглашения с участием эмитента карты, торговых предприятий и держателей карт и именно эта особенность позволила стать карте Diners Club первой массовой ( в отличие от магазинных, "бензиновых" и т.п.) картой. В 1958 году аналогичную карту предложила компания American Express. В 1951 - 58 гг. свыше 100 американских банков, оценив успех Diners Club, стали создавать собственные карточные системы, но масштабы их были невелики и карты носили локальный характер. Банки рассматривали карты как дополнительную услугу клиентам и не видели тех огромных потенциальных возможностей, которые открывали карты в сфере расчетов и кредитования. Первой массовой кредитной картой, предоставляющей возможность продления кредита стала, выпущенная в 1958 году банком " Bank of America" карта Bank Americard, ныне VISA. Эта карта быстро получила широкое распространение. Объем операций с Bank Americard возрос с 75 млн.долларов в 1961 г. до 335 млн.дол. в 1967 г., число дерхсателей карт возросло с 1 до 2,7 млн. человек, а число участвующих в программе предприятий торговли и сервиса увеличилось с 35 до 83 тысяч.
Так начали складываться платежные системы: банк выпускал карту и открывал счет клиенту; на территории страны и за рубежом возникала целая сеть магазинов, баров, ресторанов, отелей и т.д., где принимали к оплате карты, выпущенные банком-эмитентом, оборудовался центр, который занимался обслуживанием расчетов по картам (процессингом). Но когда мы начинаем говорить о развитии рынка пластиковых карт в России, возрастает вероятность искажения информации. Это является, с одной стороны, следствием многолетней закрытости нашего общества и недостоверности рекламы. С другой стороны, объяснение кроется в молодости нашего карточного бизнеса; в том, что специалистов катастрофически не хватает, и любой успешный опыт в этой области считается коммерческой тайной, используемой как оружие в конкурентной борьбе[3].
Рекомендуем также почитать:
Анализ бухгалтерской отчетности заемщика
Рассматриваемые в настоящей главе процедуры анализа кредитоспособности, используемые Национальным банком «Траст» и его Липецким филиалом, применяются в методике определения кредитоспособности предприятия, обратившегося в банк с целью получения кредита сроком до одного года. Именно с учетом этой ме ...
Общие принципы кредитования и способы оценки
кредитоспособности клиента
Кредитный процесс – работа банка по созданию качественного и высокодоходного кредитного портфеля.
С одной стороны приносит банку доход, с другой – сопряжен с определенным риском. Кредитный процесс состоит из двух стадий (34; с.16).
1. Собственно процесс кредитования до момента выдачи. Он делится ...
Страхование строительно-монтажных работ
Набор рисков, связанных со строительными и монтажными работами, достаточно велик. Поэтому, как правило, договоры страхования заключаются с ответственностью за все риски, и страховыми событиями по ним являются любые внезапные и непреднамеренные события на строительной или монтажной площадке, привед ...