Проблемы развития рынка страхования жизни и пути их решения
Страница 2

Материалы » Страхование жизни в России » Проблемы развития рынка страхования жизни и пути их решения

Специализация СК может быть одним из стимулов развития рынка ДСЖ. Государство заинтересовано в социальной стабильности общества, а ДСЖ является одним из формирующих ее факторов. Кроме того, резервы по страхованию жизни — надежный источник долгосрочных инвестиций в экономику. Государство предъявляет повышенные требования к капиталу страховщиков, репутации владельцев и руководства компании, квалификации персонала, а также организации контроля за выполнением требований к управлению активами, представляющими страховые резервы. С моей точки зрения, это разделение также должно помочь обосновать необходимость и обеспечить возможность установления налоговых льгот участникам страхования жизни. Затраты граждан на ДСЖ и здоровья в перспективе следует включить в перечень социальных налоговых вычетов.

Развитие страхового рынка в России абсолютно созвучно важнейшим приоритетам Правительства РФ — повышению качества жизни граждан и обеспечению устойчивых и высоких темпов экономического роста. Для обеспечения стабильного развития отрасли необходимо развивать ДСЖ.

Государство также намерено стимулировать ускоренную капитализацию рынка, ввести более жесткие ограничения по составу активов и требования к обеспечению собственных средств. Стимулом для заключения договоров ДСЖ гражданами и юридическими лицами должен стать оптимальный налоговый режим для операций в этой сфере. Развитие ДСЖ предъявляет повышенные требования к надежности и финансовой устойчивости страховщиков. Для этого необходимо стимулировать ускоренную капитализацию страхового рынка России. С этой целью Правительству России необходимо создать такой налоговый механизм в страховании, чтобы достичь цели увеличения акционерами уставного капитала за счет законодательного установления вычетов по налогу на дивиденды, зачисляемые компаниями в уставные капиталы.

3. Существенным ограничением развития ДСЖ в настоящее время является несовершенный налоговый механизм и, прежде всего, двойное налогообложение доходов физических лиц:

первый уровень: удержание подоходного налога при уплате страховой премии работодателем за своего работника; аналогично и для физических лиц — уплата страховой премии за счет личных средств не снижает налогооблагаемую базу по подоходному налогу;

второй уровень: удержание налога при осуществлении страховой выплаты в пользу застрахованного, выгодоприобретателя. В этом правиле есть несколько исключений, однако они не всегда имеют логику, не "взаимозачитываются" первым уровнем налогообложения или не имеют социально-экономического обоснования. Двойное налогообложение делает страхование жизни не интересным для всех участников: для страхователя, страховщика и для государства. В этой связи в среднесрочной перспективе необходимо стимулирование страхования жизни путем предоставления налоговых льгот.

Систему налогообложения в страховании жизни необходимо изменить путем включения в налогообложение только реальные доходы граждан, то есть получаемой экономической выгоды от страхования жизни. Помимо этого необходимо освободить от налогообложения страховые выплаты в случаях смерти, утраты здоровья и медицинских расходов. Целесообразно также снять ограничения по отнесению расходов на страхование жизни к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль, и ввести единые принципы налогообложения всех видов выплат в пользу работников. Кроме того, необходимо законодательное уменьшение базы по налогу на прибыль на сумму расходов по страхованию жизни в пользу работников, если при уплате страховых взносов был удержан подоходный налог с физических лиц и уплачен единый социальный налог.

В качестве инструментов регулирования специализированных страховщиков жизни и других профучастников страхового рынка нужно использовать лицензирование и надзор, а не налоговые механизмы, которые показали свою неэффективность и сделали невозможным развитие реального долгосрочного страхования жизни. Для страховщиков жизни необходимо также увеличение доли перестраховщиков, принимаемых в покрытие страховых резервов, и разрешить им перестраховывать ДСЖ в компаниях — резидентах РФ. Рынок страхования жизни необходимо развивать в соответствии с практикой государств с наиболее развитой рыночной экономикой. В частности, целесообразно законодательно закрепить возможность определения размера страховой суммы по ДСЖ в зависимости от инвестиционных результатов страховщика.

4. Следующей проблемой является несовершенство методологической и организационной базы и отсутствие профессионалов-аналитиков для развития и повышения качества СУ по страхованию жизни. Один из сегодняшних приоритетов Министерства финансов РФ по страхованию жизни — выработка единых подходов в определении состава резервов и методов их расчета. С учетом предстоящего разделения страховщиков по сферам деятельности в перспективе следует и изменение их статистической и бухгалтерской отчетности. Очень важно при этом отметить, что работа страховщиков жизни невозможна без таких специалистов, как страховые актуарии. В связи с этим МФ РФ необходимо срочно разработать положение о квалификационном экзамене для актуариев и требования к актуарному заключению. Повысить интерес клиентов к страхованию жизни могло бы положение закона об организации страхового дела о выплате части инвестиционного дохода по страховым договорам, как это делается за рубежом. Однако до тех пор, пока такие выплаты подпадают под налогообложение, эта норма будет непривлекательной и лишь декларативной. Страховщикам необходимо разрабатывать привлекательные для клиентов страховые продукты и стратегии их продаж, а также заботиться о положительном имидже страховой отрасли в целом.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также почитать:

Ответственность организации, эксплуатирующей ядерную установку
В соответствии с Федеральном законом "Об использовании атомной энергии" установлена ответственность организации, эксплуатирующей ядерную установку. Это гражданско-правовая ответственность за убытки, причиненные физическим и юридическим лицам радиационным воздействием, за вред жизни и здо ...

Оценка ожидаемой эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию процесса обслуживания банковскими картами
Экономическая эффективность управления состоит в умелом управлении всеми ресурсами карточного розничного бизнеса и услугами на их основе - кадрами, техническим потенциалом, получением положительной операционной маржи либо по всем видам операций в совокупности, либо по некоторым в отдельности. Рас ...

Коммерческие банки и их операции
Банковское дело - это бизнесовая деятельность, подобная к любому другому бизнесу. Коммерческий банк принимает у клиентов депозиты и предоставляет кредиты. Разница между полученным банком процентом за кредит от заемщиков и выплаченным банком процентом за депозитами вкладчикам составляет банковскую ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru