Системы расчетов с использованием пластиковых карточек в РБ
Страница 1

Материалы » Система пластиковых карточек и ее развитие на территории Республики Беларусь » Системы расчетов с использованием пластиковых карточек в РБ

Системы расчетов с использованием пластиковых карточек можно представить в виде карточных программ. Карточная программа, реализуемая банком, может быть разных ступеней сложности и масштабности. Ее можно подразделить на несколько ступеней:

- нижняя ступень: обслуживание карточек других банков и платежных систем. Банк в своих отделениях и пунктах обмена валют выдает наличные деньги держателям карточек, выпущенных другими банками или платежными системами. Эта форма работы не требует практически никаких капиталовложений и участия специалистов карточного бизнеса.

- распространение карточек других банков. Банк, распространяющий карточки, заключает с эмитентом агентское соглашение, в соответствии, с которым выдает своим клиентам эмитированные “чужие” карточки, ведет все расчеты с клиентами и получает за это некоторые доходы от эмитента. Эта ступень работы также не требует специальных капиталовложений. Расходы у банка появляются только в связи с появлением клиента, за счет которого они сразу же и компенсируются. Фактически все предварительные расходы несет в этом случае эмитент. Эта ступень наиболее целесообразна для небольших и средних банков, которым трудно быстро набрать несколько тысяч держателей карточек, за счет обслуживания которых банк только и может окупить в разумные сроки полномасштабную карточную программу более высокого уровня.

-эмитирование карточек платежных систем. Обычно в этом случае подразумеваются международные карточки “Виза”, “Еврокард/МастерКард”.

Однако в РБ уже сложилась национальная платежная система, такая как «БелКарт», участие в которой обходится банку-эмитенту на порядок дешевле, чем в международных. Работа на этой ступени требует высоквалифицированных специалистов не только при реализации, но уже при планировании программы.

- полное членство в платежной системе. Под этим подразумевается не только выпуск карточек какой-нибудь платежной системы, но и работы по развитию и поддержанию коммерческой сети этой системы, то есть подписание договоров с магазинами, ресторанами и другими коммерческими точками, которые принимают карточку в качестве платежного средства. [16]

Следует отметить, что выше рассмотренные ступени карточных программ реализуемые банками являются наиболее распространенными для стран СНГ, в частности для Республики Беларусь, но список карточных программ на этом не заканчивается, так как каждый банк имеет свою специфику, тем самым он создает свою карточную программу, имеющую свою отличительную особенность от других карточных программ.

Одной из не мало важных сторон организации расчетов с использованием пластиковых карточек являются доход банка от реализации карточных программ. Доходы от эмитирования карточек складываются из взимаемых с клиента:

— ежегодной ставки за выпуск карточки и обслуживание счета (сервисная ставка);

— комиссии за операции выдачи наличных денег;

— комиссии за операции безналичной оплаты в коммерческой сети;

—комиссии за конвертацию и другое.[13] Расходы по организации и реализации карточной программы складываются из следующих крупных блоков:

— вступительный взнос в платежную систему, консультации по организации и разработке бизнес-плана, обучение сотрудников;

— приобретение пластиковых карточек и оборудования;

— приобретение или оплата создания компьютерной программы ведения карточных счетов, обучение работе с ней;

— оплата расходов, связанных с обработкой операций (процессингом);

— расходы на рекламу, информирование клиентов, бланки слипов;

— зарплата сотрудников отдела банковских карточек. [13]

Успех банка в области банковских карточек основывается на:

— работе с клиентами;

— компьютеризации;

— бухгалтерии (организации расчетов). [16]

Без какой-либо из этих составляющих система просто не будет работать, а слабость хотя бы одной из них непременно приведет к сбою всей системы. Это означает, что для организации работы с банковскими карточками нужно иметь, по меньшей мере, трех высококлассных специалистов. Каждое из этих направлений может вести профессионал в своей области, не имеющий прежде опыта работы с банковскими карточками. Но тогда их работу непременно должен координировать руководитель, являющийся хорошим специалистом именно в области карточного бизнеса, или высококвалифицированный консультант которому банк доверяет.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также почитать:

Характеристика инфраструктуры обслуживания пластиковых карт в России
Благоприятная макроэкономическая ситуация в стране и динамичное развитие банковского сектора российской экономики позволяет надеяться на то, что в ближайшие годы на российском карточном рынке будут происходить не только количественные, но и качественные изменения, т. е. увеличение роли продуктов с ...

Разработка банковских услуг
Основой создания и выпуска банковского продукта является удовлетворение каких–либо потребностей клиентов, т.е. потребитель приобретает не продукт как таковой, имеющий определенный набор свойств, а его способность удовлетворять конкретную свою потребность. Таким образом, для банка большое значение ...

Банки и их функции
Сущность и основные функции банков Банки – непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Исторически они шли «рука об руку»: начало обращения денежной формы стоимости можно считать и началом банковского дела, а степень зрелости, развития банковской деятельности всегда так или иначе соответство ...

Разделы сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru