История становления пластиковых карточек
Страница 2

Материалы » Система пластиковых карточек и ее развитие на территории Республики Беларусь » История становления пластиковых карточек

Карты, являющиеся полноценным платежным средством, были выпущены известными небанковскими гигантами: Diners Club (I950г.), American Express (1958г. кредитные "карточки для богатых") и Hilton Credit (1959г.). В отношении изготовления они мало, чем отличались от предыдущих, но по своим функциям это были совершенно новые карты. Фактически эти годы можно считать моментом рождения нового инструмента организации безналичных расчетов.

Diners Club ввела в обращение платежные карточки, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и туристических агентствах. Впоследствии они стали называться карточками туризма и развлечений. Это была по существу первая полномасштабная схема трехстороннего соглашения с участием эмитента карточки, торговых предприятий и держателей карточек. В 1958 году аналогичную карточку предложила и American Express.

В конце 50-х годов к выпуску карточек приступили ведущие коммерческие банки, в том числе Bank of America, Чейз Манхэттн бэнк, Марин мидлэнд бэнк и другие. Основным побудительным мотивом была конкуренция с карточками Diners Club и American Express. Банки рассматривали карточки как дополнительную услугу клиентам и не видели тех огромных потенциальных возможностей, которые открывали карточки в сфере расчетов и кредитования.

Первой массовой кредитной карточкой, предоставлявшей возможность продленного кредита, была выпущенная в 1958 году банком Bank of America карточка BankAmericard, ныне VISA. Эта карточка быстро приобрела популярность среди широкой публики. Первая универсальная карта большого банка Bank of America прошла испытания в Fresco, California, в 1956г. До середины шестидесятых годов система BankAmericard была монополистом в этой сфере банковской деятельности, предоставляя на договорной основе свои услуги и другим банкам. Объем операций с BankAmeriсard возрос в 1961-1967 гг. с 75 до 335 млн. долларов, количество держателей карточки – с 1 до 2,7 млн. человек, число участвующих в программе торговцев – с 35 до 83 тысяч. В 1966 году произошло событие, оказавшее серьезное влияние на весь последующей ход развития карточных систем. Bank of America учредил отдельную организацию – "Бэнк Америкард сервисиз корпорейшн", в которой сосредоточились все операции с карточками BankAmeriсard. Но самым важным было то, что новая компания начала продавать лицензии на выпуск карточек другим банкам, что дало возможность тысячам мелких банков приобщиться к карточному бизнесу. Чуть ли не все США бросились выпускать собственные кредитные карточки. Они получали ноу-хау и необходимые технические средства, но вынуждены были поставить свои карточные операции под жесткий контроль "Бэнк Америкард сервисиз корпорейшн", которая устанавливала стандарты и определяла правила обращения с карточками.[2, c.10]

К 1970г. уже 3300 банков стали участниками новой системы. К ней примкнули и некоторые крупные зарубежные банки, например "Барклайс бэнк" (Великобритания). Bank of America не удалось, однако, монополизировать операции с карточками на внутреннем и международном рынках. Одной из причин было недовольство участников системы диктатом компании - вплоть до решения вопроса о выдаче карточек клиентам отдельных банков. Лишь позднее, когда корпорация была переименована в VISA, банки - участники получили большую автономию и, в частности, право указывать название конкретного банка на лицевой стороне карточки. В ответ на это на востоке и северо-востоке США в 60-х годах возникает ряд региональных ассоциаций по выпуску карточек. На их основе в 1967 году была учреждена "Интербэнк кард ассошиэшн" (Interbank Card Association - ICA), которая объединила множество банков и стала второй (наряду с Bank of America) крупнейшей ассоциацией банковских кредитных карт. Эту ассоциацию отличало то, что ее участники на первых порах обладали самостоятельностью в решении оперативных вопросов. На их карточках принадлежность к ассоциации обозначалась буквой "i". Затем, однако, последовала неизбежная стандартизация и централизация контроля. Банки перешли к выпуску единой карточки – "Мастер Чардж" (Master Charge). В 1970г. три четверти участников ICA выпускало эту карточку.[12]

Начался настоящий хаос. На северо-востоке США ряд крупных банков испытал неудачи с введением собственных карточек, в результате которых банки понесли убытки в сотни миллионов долларов. Причина заключалась в неразвитости сети отделений банков этого региона, что тормозило развитие операций с частными лицами, и препятствовало внедрению карточек в платежный оборот. Однако постепенно выкристаллизовались два центра: система Bank of America, впоследствии преобразованная в многоэмитентную систему с широко известным названием VISA, и банковское объединение, получившее после ряда переименований название MasterCard. Не последнюю роль в преодолении хаоса сыграл бурный рост возможностей вычислительной техники и программного обеспечения, благодаря которому удалось создать эффективную автоматизированную систему взаиморасчетов.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также почитать:

Система гарантирования банковских вкладов зарубежных стран
Мировая практика показывает, что во многих странах, имеющих систему страхования депозитов, предусматривается возможность установления верхного предела резерва, по достижении которого выплата взносов банками-участниками может быть временно прекращенна. В то же время какой-либо специальной методолог ...

Стратегия и направления эффективности управления и использования собственного капитала банка
Под стратегией управления собственным капиталом банка следует понимать ключевые направления достижения уровня адекватности капитала, необходимого для реализации корпоративной миссии банка. Можно выделить три типа стратегии управления собственным капиталом банка: 1. Стратегия управления, основной ...

Порядок приема наличных денег от клиентов
Осуществляется дневными и вечерними кассами КБ. Прием наличности оформляется объявлением на взнос наличными (приложение 3), представляющим собой комплект документов, состоящих из объявления, ордера и квитанции. Операционный работник проверяет правильность заполнения объявления на взнос наличными ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru