В соответствии с главой 10 закона о ЦБ БР является основным органом банковского регулирования и надзора. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
БР не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций. Регулирование и надзорные функции БР осуществляет Комитет банковского надзора.
БР устанавливает обязательные для исполнения всеми кредитными организациями правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организацию внутреннего контроля. Для выполнения своих функций БР вправе запрашивать у кредитных организаций необходимую документацию и получать информацию.
ЦБ не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, а также предоставления информации о клиентах кредитной организации, если такое требование не предусмотрено федеральными законами.
ЦБ принимает участие в государственной регистрации кредитных организаций, а также выдает лицензии на осуществление банковской деятельности, устанавливает обязательные для выполнения всеми кредитными организациями обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций.
В соответствии с инструкцией №105-И проверки кредитных организаций и их филиалов должны проводиться не реже 1 раза в год. Существует два основных метода банковского надзора:
1. Инспектирование
2. Пруденциальный надзор
В пруденциальном надзоре проверяется отчетность кредитной организации рабочей группой ЦБ в самом ЦБ (без выезда в кредитную организацию).
При инспектировании осуществляется проверка деятельности кредитной организации непосредственно в самой кредитной организации. Основная цель инспектирования заключается в оценке реального общего состояния кредитной организации: оценка соблюдения действующего законодательства, дается оценка качества активов, дается оценка достоверности учета кредитной организации, оценка рисков, выявляются действия, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков.
Положительная сторона инспектирования в том, что дается реальная оценка финансового положения кредитной организации. Отрицательная сторона заключается в том, что выезд в кредитную организацию требует дополнительных затрат.
Положительная сторона пруденциального надзора в том, что расходы минимальны. Отрицательная сторона надзора в том, что нет фактической оценки деятельности кредитной организации.
Проверки могут быть комплексными или тематическими. При проведении проверок в ЦБ образуется рабочая группа, которая вправе входить в здание проверяемой кредитной организации, пользоваться необходимыми техническими средствами, запрашивать и получать от руководителя и работников банка необходимую информацию и документацию и т.д.
Обязанности кредитной организации при проверке заключаются в предоставлении всей необходимой информации, документации по первому требованию проверяющих.
По результатам проверки составляется акт, который состоит из трех частей: вводной, аналитической и заключительной.
Проверки могут проводиться с предварительным уведомлением и без него.
В случае нарушения федеральных законов кредитной организацией, в случае непредставления или неполного, недостоверного предоставления информации, БР имеет право потребовать устранения выявленных нарушений и взыскать штраф в размере до 0,1% от минимального размера уставного капитала, либо ограничить проведение операций на срок до 6 месяцев.
В случае неисполнения в установленный срок предписаний БР об устранении нарушений, а также когда создается реальная угроза интересам кредиторов и вкладчиков, БР вправе применить следующие санкции:
1. взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% минимального размера уставного капитала;
2. потребовать с кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, замены руководителей;
3. изменить для кредитной обязательные нормативы сроком до 6 месяцев;
4. ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций сроком до 1 года;
5. назначить временную администрацию и т.д.
Рекомендуем также почитать:
Страхование ответственности перед третьими лицами при
строительно-монтажных работах
Страховая статистика говорит, что при страховании строительных рисков довольно часто приходится возмещать ущерб, нанесенный при производстве работ третьим лицам. Страхование гражданской ответственности перед третьими лицами при проведении СМР является вторым по значимости для строителей видом стра ...
Методология анализа прибыли коммерческого банка
Прибыль представляет из себя объективный показатель, характеризующий состояние банка на каждом этапе его развития. Получение прибыли является основной целью предпринимательской деятельности, которая свидетельствует не только о финансовом потенциале банка, а также позволяет оценить его конкурентосп ...
Страховой рынок Республики Казахстан
Новое время выдвигает, как известно, новые идеи, причем нередко прямо противоположные только что господствовавшим. Если менее 10-ти лет назад отказ от государственного страхования считался недопустимым, то в настоящее время, напротив, нередко ставится под сомнение необходимость сохранения в какой- ...