Общее понятие перевозчика

Материалы » Страхование гражданской ответственности » Общее понятие перевозчика

Страхование гражданской ответственности перевозчика является специфической разновидностью страхованием ответственности владельцев транспортных средств, занимающихся перевозками.

Перевозчик - это физическое или юридическое лицо (обычно транспортная организация), владеющее транспортным средством, которое должно доставить переданный ему отправителем груз в пункт назначения и вручить его получателю. Другим важным субъектом транспортных операций является экспедитор, обычно юридическое лицо, которое обеспечивает координацию и взаимодействие всех сторон, вовлеченных в перевозку, осуществление перевалочных операций и иных услуг, связанных с договором перевозки. Очень часто функции перевозчика и экспедитора совмещает одно лицо. Перевозчик может перевозить и пассажиров.

У перевозчика может возникнуть договорная и внедоговорная ответственность. Договорная ответственность наступает вследствие неисполнения договора перевозки или нарушения таможенного законодательства, внедоговорная - в случаях причинения вреда грузу, пассажирам или посторонним лицам.

Причиненный ущерб возмещается перевозчиком в следующих размерах:

в случае утраты или недостачи груза (багажа) - в размере стоимости утраченного или недостающего имущества;

в случае повреждения (порчи) груза (багажа) - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденных ценностей - их стоимости;

в случае утраты груза (багажа), сданного к перевозке с объявлением его стоимости, - в размере указанной стоимости;

в случае гибели или причинения вреда пассажирам - в размере, установленном международными соглашениями или национальным законодательством.

Наряду с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает плату за перевозку, если она не входит в стоимость груза.

Под страхованием ответственности перевозчика понимается страховая защита от рисков, связанных с выполнением обязательств перед клиентами. Это отдельный вид страхования, наряду со страхованием грузов защищающий прежде всего интересы грузовладельца и пассажиров, но не перевозчика.

Условия страхования ответственности перевозчика обычно предусматривают освобождение страховщика от обязанности произвести страховую выплату, если причиненные третьим лицам убытки были вызваны виной перевозчика или форс-мажорными обстоятельствами, предусмотренными Гражданским кодексом. В то же время в соответствии со ст.963 ГК страховщик не освобождается от обязанности произвести выплату страхового возмещения за причинение вреда жизни и здоровью физических лиц, даже если страховой случай наступил по вине страхователя - перевозчика.

В России этот вид страхования является добровольным, но любой западный партнер потребует от российских экспедиторов или перевозчика заключения договора страхования, прежде чем доверить груз или пассажиров.

Ответственность перевозчика начинается с момента приемки груза к перевозке (посадки пассажиров) и продолжается до момента доставки. Принимая груз, перевозчик обязан проверить правильность содержащихся в накладных данных о количестве мест, их маркировке. Его обязанностью является проверка внешнего состояния груза и его упаковки.

Страхование ответственности перевозчика покрывает:

риски повреждения или гибели груза;

убытки вследствие несоблюдения сроков и адресов доставки;

ответственность за причиненные убытки третьим лицам.

Договор страхования ответственности перевозчика может быть заключен с любой страховой компанией, однако в настоящее время распространена взаимная форма страхования в специализированных международных ассоциациях, среди которых наиболее известна ассоциация "ТТ Клуб".

"ТТ Клуб" - одна из крупнейших страховых компаний, специализирующаяся на страховании не морской части интермодальных перевозок, в частности, ответственности автоперевозчиков и экспедиторов.

О масштабах операции "ТТ Клуба" говорит тот факт, что в нем застраховано более 70% мирового парка контейнеров. Его особенность заключается в том, что он сам является страховой ассоциацией транспортных организаций и действует на принципах взаимного страхования.

В международной практике ответственность перевозчика груза регулируется рядом конвенций и Правил, содержащих специфические термины[4].

Рекомендуем также почитать:

Документация и документооборот в банках
В банковской деятельности используются самые разные документы (директивные, юридические, плановые). Документы, которые используются в учетно-операционной работе, относятся к особому виду банковских документов. Учетно-операционные документы - это: - то, что является основанием для операции отраж ...

Понятие рефинансирования коммерческих банков и его роль в денежно-кредитной политике Банка России
Главной задачей денежно-кредитной политики центрального банка является сохранение стабильной покупательной способности национальной валюты и обеспечение бесперебойной и надежной системы денежных платежей и расчетов. Одновременно политика центрального банка служит одной из важных составляющих эконо ...

Модель Марковиц
Теория портфеля была сформулирована Гарри Марковицем в 1952 году. Его подход начинается с предположения, что инвестор в настоящий момент времени имеет конкретную сумму денег для инвестирования. Эти деньги будут инвестированы на определенный промежуток времени, который называется периодом владения. ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru