Сопоставление своих показателей с их допустимыми значениями позволяет сделать выводы о рентабельности деятельности предприятия.
В России такая практика только начинает развиваться, однако полноценной базы таких показателей по различным отраслям народного хозяйства пока не существует. Поэтому основной базой сравнения является информация о величине показателей за предыдущие периоды.
Показатели ликвидности и платежеспособности. Платежеспособность– это способность предприятия, используя свои активы, выполнять внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, вытекающие из заключенных с контрагентами договоров торгового или кредитного характера. Можно сказать, что данный показатель измеряет финансовый риск, т.е. вероятность банкротства. Таким образом, чем больше превышение общих активов над внешними обязательствами, тем выше степень платежеспособности. Для качественной оценки платежеспособности и ликвидности предприятия необходим расчет коэффициентов ликвидности. Цель такого расчета – оценить соотношение имеющихся активов, как предназначенных для непосредственной реализации, так и задействованных в технологическом процессе с целью их последующей реализации и возмещения вложенных средств и существующих обязательств, которые должны быть погашены предприятием в предстоящем периоде.
Показатели ликвидности применяют для оценки способности предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства. Они дают представление о платежеспособности предприятия не только на данный момент, но и в случае чрезвычайных происшествий.
Расчет основывается на том, что различные виды оборотных средств обладают различной степенью ликвидности. Поэтому для оценки платежеспособности и ликвидности предприятия, применяют показатели, которые различаются от порядка включения их в расчет ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств.
Главное достоинство показателей – простота и наглядность может обернуться значительным недостатком – неточностью выводов.
Следует осторожно подходить к оценке платежеспособности предприятия этим методом.
При определении платежеспособности предприятия всегда необходимо анализировать финансовую структуру источников его средств, т.е. из каких средств финансируются его активы. Существуют специальные показатели, позволяющие более четко определить состояние финансовых средств предприятия. В ходе анализа платежеспособности проводят расчеты по определению ликвидности активов предприятия, ликвидности его баланса. Ликвидность баланса выражается в степени покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги (ликвидность) соответствует сроку погашения обязательств (срочности возврата). Когда говорят о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы с нарушением сроков погашения предусмотренных контрактами.
Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым в первую очередь относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легкореализуемые элементы оборотных активов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы. Итак, ликвидность предприятия – это его способность превращать свои активы в деньги для покрытия всех необходимых платежей по мере наступления их срока.
Ликвидность можно рассматривать с двух сторон: как время, необходимое для продажи актива, и как сумму, вырученную, от его продажи. Обе эти стороны тесно связаны, так как зачастую можно продать активы за короткое время, но со значительной скидкой в цене.
Понятия платежеспособности и ликвидности являются очень близкими, но второе – более емкое. Улучшение платежеспособности предприятия неразрывно связано с политикой управления оборотным капиталом.
Для оценки платежеспособности и ликвидности используются различные приемы и показатели. Система данных показателей, формулы их расчета и подробные комментарии представлены в таблице 2.
Рекомендуем также почитать:
Новые тенденции развития розничных банковских услуг
и их адаптация в условиях КБ «Сунжа» ООО
На ипотечном рынке, постепенно восстанавливающемся после кризиса, стало появляться все больше ипотечных предложений от банков. Более доступным для населения становится автокредитование, на рынке потребительского кредитования впервые за последние полтора года стал расти объем выдаваемых кредитов, у ...
Проблемы развития пластиковых карт и возможные пути их
решения
В развитии рынка банковских пластиковых карт в России, в целом, и в Волгоградской области, в частности, на сегодняшний день наблюдаются существенные диспропорции.
Во–первых, банковские пластиковые карты в основном используются держателями не как полноценный платежный инструмент, а как электронная ...
Определение краткосрочных целей и задач
Отправной точкой для построения эффективной стратегии деятельности любой организации являются маркетинговые исследования, позволяющие определить наиболее верные пути и инструменты решения поставленных целей и задач.
ОАО «Тюменьэнергобанк» имеет следующие стратегические направления:
-стратегия фи ...