В инновационном банковском менеджменте следует выделить два аспекта:
во-первых, процесс управления внедрением технических и технологических новшеств;
во-вторых, процесс постоянных изменений в сфере банковской деятельности в соответствии с изменениями среды.
В мировой банковской практике происходят следующие инновационные изменения.
- Изменение структуры и облика банка в целом:
а) «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов,
б) самообслуживание;
в) дистанционное обслуживание;
г) использование Интернета;
д) высококвалифицированные индивидуальные консультации;
е) телефонные центры.
- Виртуальные банковские и финансовые технологии: управление банковским счетом, наличные расчеты, электронная подпись, заключение договоров, финансовые организации (биржи, банки).
- Рассредоточение и организационное разделение банка на три элемента: распространение услуг, производственная часть и портфельный банк.
- Оптимизация банковской сети: сегментация, изменения в филиалах и филиальной сети.
- Комплексное использование новых информационных и коммуникационных технологий для электронного и смешанного (традиционного и нового) маркетинга. (Клиент сам выбирает форму обслуживания.)
- Структурно-технологическая перестройка мидл- и бэк-офисов. Сбор, хранение и аналитическая обработка внутренней информации. Новые возможности внутреннего контроля и аудита.
- Изменения в квалификации работников: продукт-менеджер, консультант, специалист по трансакциям и консультациям.
- Новые банковские продукты (услуги) на базе новых технологий.
- Новые автоматы самообслуживания (моно- и многофункциональные, информационные).
С точки зрения внутренней среды, на наш взгляд, наблюдается кризис банковского менеджмента в большинстве российских банков. Новые банковские технологии в этих банках находятся на начальной стадии их использования. Лишь немногие банки активно занимаются их внедрением. Пионерами в этом деле являются «Гута-банк», «Автобанк», «Платина», «Визави», «Юнниструм банк» и некоторые другие.
Внедрение инновационного менеджмента как последнего слова в банковском управлении - настоятельная необходимость для российских банков, чтобы выжить в международной конкуренции. Новые банковские технологии - шанс для успешной конкуренции.
Ситуация, в которой необходимо внедрять в российскую практику инновационный банковский менеджмент, характеризуется целым рядом направлений влияния внешней среды:
интеграция российских банков в мировую финансовую систему;
внедрение иностранных банков в России;
кризис и реструктуризация банковской сферы;
государственное регулирование параметров коммерческих банков.
Инновационный банковский менеджмент может быть успешно внедрен в российских банках только как часть более широких мероприятий по выработке и применению на практике инновационной стратегии. Примерная инновационная стратегия российского коммерческого банка могла бы быть, по нашему мнению, представлена в виде плана инновационных мероприятий, структура которого представлена ниже.
Рекомендуем также почитать:
Механизм
расчета пластиковыми картами
Тысячи людей и многочисленные организации владеют пластиковыми карточками международных и внутренних платежных систем, локальными карточками различных банков и не желают расставаться с удобствами, которые предоставляет «пластик». Пластиковые карточки удивляют нас все больше и больше своим разнообр ...
Банковская система на современном этапе
Общеизвестно, что экономика развивается циклически - экономический рост сменяет спад или рецессия. Сама по себе рецессия экономики явление абсолютно нормальное и закономерное. Однако иногда рецессия выходит из под контроля и незаметно переходит в кризис. Что же такое финансовый кризис? Финансовый ...
Эффективное распределение кредитных ресурсов
Не секрет, что кредитование, как одно из основных направлений использования кредитных ресурсов - самое рисковое в Казахстане направление деятельности банков. Основные причины этого следующие:
Это тяжелая ситуация в промышленности, когда глубокий спад сменяется депрессией и новым спадом; и финансо ...