Выполнение указанных функций реализуется через этапы управления финансовыми рисками:[14]
1. Выявление риска и причин его возникновения. Основным методом выявления риска выступает комплексный анализ банковских операций, подверженных риску и анализ внешних факторов влияющих на образование и изменение риска.
2. Оценка риска и возможных потерь. В зависимости от типа банковской операции производится количественная оценка возможных потерь по конкретной операции, а также определяется вероятность наступления нежелательного события, ведущего к потерям. Существует большое количество методов опенки рисков и на выбор того или иного метода оказывает влияние характер банковской операции и вид возникающего риска.
Простейшие методики расчета рыночных рисков включают расчет гэпов, моделирование чистого процентного дохода и стоимости портфеля.
Более сложные методики включают расчет чувствительности стоимости портфеля к различным рыночным факторам (альфа анализ, бета анализ, анализ дюрации и т.д.) и расчет рисковой стоимости (value-at-risk) портфеля. Рисковая стоимость в настоящее время является наиболее популярным инструментом, используемым при управлении рыночными рисками. Преимущество данного подхода заключается в учете корреляций между финансовыми инструментами, составляющими портфель.
Расчет кредитного риска базируется на оценке кредитоспособности заемщика или контрагента, производимой па основе финансовой и бухгалтерской отчетности и других доступных данных. При расчете кредитного риска по всему кредитному портфелю учитывается корреляция между состоянием различных заемщиков.
В настоящее время не существует общепризнанной методики расчета кредитного риска. Наиболее известными методиками, применяемыми зарубежными банками являются: американская рейтинговая система «CAMELS», система «CAMPARI», используемая английскими клиринговыми банками, система «PARTS», «PARSER», метод «STABIL» и др. Однако большинство западных методик подразумевают наличие оценок кредитоспособности, выполняемых рейтинговыми агентствами, а также применение системы показателей, основанной на международной системе учета и отчетности. Поэтому адаптация этих методик применительно к российским условиям связана с серьезными трудностями.
3. Принятие решения об учете или отказе от риска. Решение принимает руководство банка в соответствии с разработанной системой полномочий и учитывает финансовое положение банка и рыночного окружения, оценивается вся совокупность рисков, принятых банком, а также возможность управления принимаемым риском.
4. Осуществление регулирующих воздействии на риск.
Основными методами управления рисками служат:
· мониторинг
· установление внутрибанковских нормативов и лимитов
· диверсификация операций
· формирование достаточного уровня резервов на покрытие потерь
· хеджирование
Данная мера направлена на обеспечение банками стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избежать колебаний величины прибыли банков в связи со списанием потерь. При этом рост резерва увеличивает расходы (уменьшает капитал), а уменьшение резерва напротив увеличивает доходы (капитал).
Такой порядок выступает элементом финансового планирования в кредитных организациях. Это связано, во-первых, с тем, что созданные резервы по кредитам, отнесенным к более высокой группе риска, формируются за счет прибыли. Многие кредитные организации в связи с этим при помощи сформированных резервов могут искусственно завышать или занижать свой финансовый результат, а значит, и корректировать сумму налога на прибыль. Зачастую банки также идут на некоторые хитрости, связанные с оценкой группы риска для отчетности, предоставляемой в ЦБ РФ, Банки, как правило, занижают группу риска и недосоздают нормативную величину резерва. В то же время для внутренней отчетности, создается реальная картина, которая в соответствии с имеющимися в банках методиками оценки уровня риска, дает банковским продуктам реальную оценку и формирует под них финансовый резерв.
Рекомендуем также почитать:
Взаиморасчеты
Стремление воздействовать на негативные явления в экономике административным путем приводит к чрезмерной регламентации. В результате порождается путаница, а в некоторых случаях создаются вообще тупиковые ситуации, требующие очередных разъяснений. В этой связи хотелось бы проанализировать два норма ...
Организация сбыта банковских продуктов
К способам, обеспечивающим продажу банковских услуг, относятся все виды рекламы (особенно реклама продукта), отслеживание «критических точек» у потенциальных покупателей, правильный выбор типа банковской организации, система стимулирования работников банка в продаже наибольшего количества услуг, в ...
Биржевое общество - юридическое лицо
В 1781 году в канун двадцатилетия своего царствования Екатерина II распорядилась о перемещении биржи на оконечность (стрелку) Васильевского острова. Сюда же намечалось перенести и склады для товаров и пристани Строительство поручили Д Кваренги Здание проектировалось многоугольным, «на два великоле ...