В работах экономистов, изучающих проблематику рисков, управление риском рассматривается, как правило, в качестве специфического вида деятельности, состоящего из последовательности определенных этапов.
Управление риском включает следующие этапы: идентификацию риска, оценку риска, выбор стратегии риска (принятие решения о принятии риска, отказе от действий, связанных с риском или снижения степени риска), выбор и применение способов снижения степени риска, контроль уровня риска.
В широком смысле, управление риском, помимо управления собственно риском, включает управление деятельностью сотрудников организации, осуществляющих идентификацию риска, оценку степени риска, выбор стратегии действий в условиях риска, применение способов снижения степени риска, контроль уровня риска. В организациях управление как вид деятельности идентифицируют с администрацией, управленческим персоналом, руководством. Объектом управления в первую очередь выступает деятельность сотрудников, занятых в организации. Учитывая данное обстоятельство, к числу субъектов управления помимо персонала, осуществляющего управление непосредственно риском, необходимо относить сотрудников, осуществляющих управление деятельностью этого персонала. А к объекту управления относится не только риск, но и деятельность персонала организации, занятого в процессе управления им. Таким образом, управление риском в организации можно определить как определенным образом организованное воздействие субъекта управления (сотрудники, осуществляющие деятельность по выявлению риска, оценке уровня риска, выбору стратегии деятельности в условиях риска, применению способов снижения степени риска; руководящий персонал) на объект управления (риск; деятельность персонала организации, занятого в процессе управления непосредственно риском) с целью снижения (ограничения) негативного влияния последствий реализации риска на организацию.
В условиях отсутствия возможности свести риск к нулю, задачей управления риском является ограничение его негативного влияния. Перед сотрудниками кредитного подразделения банка ставится задача ограничить размер потерь в результате реализации кредитного риска на допустимом для банка уровне, являющемся естественной платой за совершение активных операций.
Поскольку управление рисками является частью практического менеджмента, оно требует постоянной оценки и переоценки принятых решений.
Важнейшими элементами систем управления рисками являются:[12]
- четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам торговой политики банка, управления рисками, организации трудового процесса и используемой терминологии;
- создание специальных групп управления рисками, не зависимых от коммерческих подразделений банка; руководитель подразделения, ведающего рыночными рисками, отчитывается перед председателем правления банка, руководитель подразделения кредитных рисков - перед заместителем председателя правления, т.е. перед членами высшего руководства банка;
- установление лимитов рыночных и кредитных рисков и контроль за их соблюдением, а также агрегирование (объединение) рисков по отдельным банковским продуктам, контрагентам и регионам;
- определение периодичности информирования руководства банка о рисках. Как правило, такая информация представляется ежедневно, особенно по рыночным рискам;
Таким принципам следует наш Центральный Банк, обязавший все коммерческие банки, имеющих лицензии на совершение операций на финансовых рынках, организовать службу внутреннего контроля подотчетную ЦБ РФ, состав которой утверждается так же ЦБ РФ.
Следует, однако, помнить, что никакое, даже самое совершенное управление рисками полностью не избавляет от убытков и потерь, что должно уберечь управляющих банками от самоуспокоенности. Разработка новых, более гибких и совершенных моделей и методов управления рисками должна продолжаться постоянно.[13]
Рекомендуем также почитать:
Центральные банки развитых стран
Проанализируем подробнее центральные банки некоторых развитых стран.
Первым рассмотрим Банк Англии как один из старейших в банковских системах западных стран.
Банк Англии был создан в 1694 году парламентским актом. Необходимость в образовании этого банка (созданного в форме акционерной компании ...
Всемирная система межбанковских финансовых телекоммуникаций
S.W.I.F.T.
электронный межбанковский расчет платежный
Инициатива создания международного проекта, который ставил бы своей целью обеспечение его участникам возможности высокоскоростного обмена банковской информацией при высокой степени контроля и защиты от несанкционированного доступа, относится к 1968 году. ...
Разработка предложений по совершенствованию организации
обслуживания банковскими картами и услугами на их основе
В банковском деле во всемирном масштабе последние два десятка лет происходят интенсивные изменения. Особенно эти тенденции проявили себя в последнее десятилетие на волне бума IT-индустрии.
Как следствие снижается стоимость обработки, передачи и хранения информации. К процессингу карточных операци ...