Валютное pегулиpование в послеpеволюционной Pоссии
Страница 3

Материалы » Особенности организации деятельности банка как агента валютного контроля » Валютное pегулиpование в послеpеволюционной Pоссии

В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств.

Нарушение "планового" характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990г. проекта специального закона о валютном регулировании.

Четвеpтый этап

развития валютного регулирования начался с вступления в силу в марте 1991 года Закона СССР "О валютном регулировании". Впервые на уровне закона в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции", "текущие валютные операции", "валютные операции, связанные с движением капитала".

Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами. В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом определены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства.

Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств.

«Главным "универсальным" документом, в котором была предпринята небезуспешная попытка комплексно "отрегулировать" практически все важнейшие стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком СССР в соответствии с его компетенцией письмо от 24 мая 1991 года N352 «Основные положения о регулировании на территории СССР». [29]

В частности, были достаточно подробно описаны правила совершения операций в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), операций в иностранной валюте на территории страны между юридическими лицами-резидентами, операций с валютными ценностями, осуществляемых гражданами (резидентами и нерезидентами). "Основные положения" регламентиpуют отдельные вопpосы откpытия и ведения валютных счетов pезидентов в иностpанных банках за гpаницей, а также валютных и pублевых счетов юpидических лиц-неpезидентов в наших уполномоченных банках. Этот документ и некотоpые дpугие ноpмативные акты Госбанка СССP, обязательные по закону к исполнению всеми pезидентами, включая уполномоченные банки, и неpезидентами на теppитоpии стpаны, заложили основу цивилизованного валютного pегулиpования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также почитать:

Позиционирование банка на финансовом рынке
По итогам января 2005г. ОАО «Тюменьэнергобанк» занимает 37 место среди 42 крупнейших банков России. Оценка ОАО «Тюменьэнергобанк» равна 3 баллам, что соответствует среднему уровню кредитного риска, свидетельствует о его удовлетворительной финансовой устойчивости и платежеспособности, а также о воз ...

Порядок мониторинга кредитов и работа с проблемными кредитами
Мониторинг кредита – это повседневная работа по наблюдению за погашением кредитов с момента их выдачи и до полного погашения путем проведения постоянного анализа деятельности заемщика, контроля за соблюдением всех требований заключенных договоров (договора займа и договора залога) и принятия адекв ...

Понятие и функции собственного капитала банка
Собственный капитал представляет собой особую форму банковских ресурсов. Он, в отличие от других источников, носит постоянный безвозвратный характер, имеет четко выраженную правовую основу и функциональную определенность, является обязательным условием образования и функционирования любого коммерч ...

Разделы сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru