Основные требования к организации коммерческого банка
Страница 5

Материалы » Порядок создания и ликвидации коммерческого банка: особенности требований ЦБ РФ в настоящее время » Основные требования к организации коммерческого банка

Наконец, следует грамотно разрешить вопросы структуры собственности в создаваемом банке. Закон «О банках и банковской деятельности» (ст. 11) и расшифровывающая его в данном пункте глава 5 Инструкции ЦБ №109 выдвигают в этой части следующие основные требования.

1. Если одно юридическое или физическое лицо либо группа юридических и / или физических лиц, связанных между собой соглашением1, либо группа юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, намерены приобрести более 5% долей УК банка то они должны в предварительном порядке уведомить об этом Банк России, а если речь идет о приобретении более 20% долей УК – предварительно получить на это его согласие.

2. В последнем случае обязанность получить такое согласие Банка России лежит на желающих приобрести доли в УК банка либо на уполномоченном ими лице, для чего в ТУ Банка России подается ходатайство установленного содержания.

3. ТУ Банка России в течение 30 дней рассматривает возможность дать испрашиваемое предварительное согласие на основании целого пакета документов, прилагаемых к ходатайству (см. п. 5.7 Инструкции №109), среди которых – заключение федерального антимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил. В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 7 марта 2000 г. №194 предварительное согласие антимонопольного органа на такую сделку необходимо получать в том случае, если УК банка, о приобретении более 20% которого идет речь, превышает 160 млн руб. (см. письмо ЦБ от 29 мая 2000 г. №113-Т).

По результатам рассмотрения названных документов и с учетом финансового положения ходатайствующего ТУ ЦБ письменно сообщает ему о своем согласии либо отказе.

Следующий важный шаг – проведение учредительного собрания. Итоговый документ такого собрания – протокол – должен содержать ряд обязательных решений (подл. 3.1.5 Инструкции №109):

1. О создании банка (решение обязательно единогласное).

2. Об утверждении наименований банка.

Инструкция №109 (п. 6.1–6.3) обязывает учредителей еще до подписания учредительного договора (договора о создании) предварительно согласовать с Банком России предполагаемые наименования (полное и сокращенное) банка. Для этого в ЦБ направляется соответствующий запрос, который рассматривает его и в течение 5 рабочих дней направляет в адрес учредителей и в адрес своего ТУ по предполагаемому местонахождению будущего банка письменное сообщение, подтверждающее предварительное согласование предполагаемых наименований банка. Такое согласие на наименования банка действительно в течение 12 месяцев с даты отправки указанного сообщения.

3. Об утверждении устава банка.

4. Об избрании совета банка и его председателя (отдельно – протокол заседания совета с решением об избрании председателя совета).

5. Об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера банка.

6. Об утверждении бизнес-плана банка.

Бизнес-план должен быть таким, чтобы Банк России имел возможность оценить: соответствует ли создаваемая организация требованиям, предъявляемым к банкам; будет ли способен банк сохранять финансовую стабильность и выполнять пруденциальные нормы деятельности, обязательные резервные требования с учетом возможного влияния на его деятельность взаимозависимых учредителей и их групп (имеются в виду лица, способные прямо или косвенно определять решения, принимаемые учредителями банка); насколько адекватны органы управления банком ожидающим его рискам.

Здесь приходится руководствоваться Указанием ЦБ «О бизнес-планах кредитных организаций» от 5 июля 2002 г. №1176-У (включая все приложения к нему). В соответствии с данным Указанием вновь создаваемый банк должен также представить: свой расчетный баланс на первые два года деятельности (с расшифровками отдельных статей такого баланса, включая будущую структуру активов и пассивов); план доходов, расходов и прибыли тоже на два года деятельности (и тоже с подробными расшифровками); показатели выполнения банком обязательных экономических нормативов в те же предстоящие два года работы. Ясно, что по крайней мере в отношении нового банка такие требования являются нереальными и по большей части невыполнимыми (банк сможет только «нарисовать» «нужные» цифры, чтобы угодить регулирующему органу).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем также почитать:

Практика применения инструментов денежно-кредитной политики в 2003 году
В 2003 году Банк России продолжил целенаправленное формирование системы инструментов денежно-кредитной политики, которые используются в условиях значительного уровня банковской ликвидности. Для обеспечения возможности более гибко и эффективно воздействовать на изменение состояния денежно-кредитной ...

Страхование ответственности в железнодорожных перевозках
В связи с бурным развитием железнодорожного сообщения в Великобритании в середине XIX в. встал вопрос об ответственности при железнодорожных перевозках за ущерб, наносимый имуществу третьих лиц в результате использования паровозов. Например, в то время основной причиной возгорания сельскохозяйстве ...

Сущность, предпосылки и необходимость взаимодействия банков с органами финансового надзора
В научной литературе не нашли глубокого отражения исследования системы эффективного финансового надзора, а соответственно и не проведено глубокого анализа сущности органов финансового надзора в аспекте взаимодействия с банками. Вместе с тем, такой анализ является необходимым элементом для исследов ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lookbanks.ru