Подготовка основных документов.
После того как определен состав учредителей и они нашли должное взаимопонимание по указанным выше принципиальным вопросам, рабочей группе под руководством учредителей-инициаторов следует сосредоточиться на подготовке пакета документов, необходимых для регистрации и лицензирования будущего банка. Основными документами считаются учредительные документы создаваемого хозяйственного общества.
В соответствии с ГК РФ учредительными документами ООО являются учредительный договор и устав (либо только устав, если ООО создается одним лицом). Учредительным документом АО служит устав; учредители АО должны также заключить между собой договор о создании АО.
В учредительном договоре банка в форме ООО (договоре о создании банка в форме АО) должны быть определены (подп. 3.1.2 Инструкции №109): обязанность учредителей создать банк; порядок совместной деятельности по его созданию; состав учредителей, условия передачи ими банку части своего имущества и участия в его деятельности; размер уставного капитала, размер доли каждого учредителя в УК; размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в УК; сведения о составе и компетенции органов управления банка и порядке принятия ими решений; условия и порядок распределения между учредителями (участниками) прибыли; порядок выхода учредителей (участников) из ее состава (для ООО); другие вопросы, регламентация которых предусмотрена в федеральных законах.
Учредительный договор должны подписать все учредители. При этом указываются местонахождение, почтовый адрес и банковские реквизиты (для учредителя, являющегося кредитной организацией, – банковский идентификационный код и номер корреспондентского счета в РКЦ Банка России). Подписи представителей учредителей – юридических лиц должны быть заверены печатями соответствующих юридических лиц. Подписи физических лиц удостоверяет нотариус; он удостоверяет и документ в целом.
Согласование учредительного договора банка при его создании (как и в случае увеличения количества участников) проводится в порядке, аналогичном порядку согласования устава банка (см. приложение 4 к Инструкции №109, а также документ ЦБ оперативного характера «Об учредительном договоре кредитной организации» от 19 ноября 1998 г. №324-Т).
Если взносы самих учредителей покрывают лишь часть объявленного ими УК, то в договоре оговариваются условия, на которых предполагается привлекать других участников банка. В этом случае договор дополняется подписными листами, в которых участники сообщают о своем решении внести полную долю в течение определенного времени. Однако при учреждении акционерного банка весь УК сразу должен быть распределен между учредителями (оплата акций – по их номинальной стоимости). Если банк создается в форме открытого АО, то его учредителям необходимо будет надлежащим образом зарегистрировать первый выпуск акций банка (см., в частности, раздел 13 Инструкции ЦБ от 22 июля 2002 г. №102).
После подписания учредительного договора (договора о создании банка) РКЦ Банка России открывает учредителям временный (накопительный) расчетный счет, на который они до учредительного собрания вносят (перечисляют) не менее 10% номинальной стоимости долей УК, которые они обязались внести в качестве вкладов. Основанием для открытия счета служит учредительный договор (договор о создании банка), а основанием для перечисления средств на накопительный счет – подписные листы. Каждый учредитель должен внести деньги самостоятельно.
Целесообразно вносить на накопительный счет сразу все причитающиеся с учредителей суммы, т.е. сразу формировать УК в полном объеме. Это отвлечет на какое-то время деньги учредителей из их оборота, но зато сократит организационный период, позволит банку скорее начать работать. Но такой подход оправдывает себя в том случае, если хорошо отработаны все документы, необходимые для создания банка, что дает надежду на его регистрацию в возможно короткие сроки.
При внесении денег на накопительный счет не следует забывать, что запрещается перечислять средства за другого учредителя и перечислять их с текущих, а не с расчетных счетов каждого учредителя – юридического лица. В противном случае РКЦ не примет эти деньги, что на длительное время может затянуть регистрацию банка по вине самих учредителей.
Рекомендуем также почитать:
Факторы, сдерживающие развитие
Во-первых, пробелы в законодательной и нормативной базах. Фактически законодательная база оказалась не готова к буму потребительского кредитования. Закон о бюро кредитных историй был принят только в 2004 г. Ряд законодательных и нормативных актов находится только на стадии разработки и рассмотрени ...
Страхование коммерческих рисков
Объектом страхования коммерческих рисков выступает коммерческая деятельность страхователя, предусматривающая инвестирование денежных и других ресурсов в какой-либо вид производства работ или услуг и получение от этих вложений через определенный срок дохода.
Значение данного вида страхования очень ...
Современное состояние электронных межбанковских расчётов
Определение платежной системы банковских карт может быть дано на основе раскрытия функционально-экономической сущности взаимоотношений, поскольку основными элементами являются: банк-эмитент, банк-эквайрер, платежный инструмент (банковская карта), а в качестве отношений внутри системы выступают отн ...